Фантастический поляк: как Жюль Верн придумал капитана Немо русофобом
К 150-летию романа «Таинственный остров» – обозреватель «Абзаца» Михаил Дряшин.
Капитан Немо – легендарный и любимый многими у нас персонаж. Изобретатель, учёный, создатель и командир подводного корабля «Наутилус».
Принят был нашей публикой на ура. С позапрошлого века целые поколения русских зачитывались романами с героем-Немо, потом смотрели многочисленные экранизации. И восхищались. Особенно «Таинственным островом».
А капитан-то ваш – ещё тот русофоб. Как и придумавший его французский автор.
Изначально Жюль Верн сочинил Немо как польского дворянина, мстившего российскому самодержавию за смерть своей семьи во время восстания 1863–1864 годов. Таким герой был задуман в книге «Двадцать тысяч лье под водой», в которой Немо впервые явил себя за пять лет до «Таинственного острова».
Тогда-то, в 1869-м, и произошла пикировка писателя с его издателем Пьер-Жюлем Этцелем. Тот категорически воспротивился задумке Верна. И сделал он это вовсе не из-за симпатий к русским, а из деловых соображений.
Писателю лишь бы самовыразиться, а Этцелю нужно было потом перевести роман набравшего популярность фантаста на как можно большее число языков. И продавать его в разных странах, в списке которых Российская империя занимала важное место с её довольно многочисленной в сравнении со странами Европы аудиторией.
Русофоб (не будем стесняться правды) Жюль Верн долго отказывался избавить книгу от польского вектора. Упирался руками и ногами, цеплялся за портьеру. Очень дорога ему была идея воспеть ненависть к России.
Но в конце концов писатель сдался. И, так уж и быть, превратил капитана Немо из спесивого поляка в индийского принца. Таким он и остался в следующих романах француза.
Короче, душераздирающая история.
Давно нас терпеть не могут на французской стороне. Да и вообще на европейской. Нипочему. Просто не любят, и всё, веками. Такая ментальность.
А история капитана Немо – лишь маленький штрих. Как теперь говорят – вишенка на торте.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.