рубрики

Пезешкиана – в дамки: почему иранцы проголосовали за «реформатора»
Фото © Zuma / ТАСС

Об итогах выборов в Исламской Республике – обозреватель «Абзаца» Владимир Тихомиров.

Масуд Пезешкиан принимает поздравления, а западные аналитики уже размечтались о «скором сближении Тегерана с Вашингтоном». Почему консерваторы проиграли эти выборы?

Одна из причин заключается в том, что традиционно настроенные иранцы их просто проигнорировали. Явка не дотянула до 50%, столь низких показателей страна не видела с начала исламской революции 1979 года.

Зато на выборы пришла свободолюбивая молодёжь, которая сначала хотела вообще не голосовать, а потом устроила флешмоб в поддержку «реформиста». Та самая молодёжь, которая два года назад бунтовала после гибели 22-летней иранки, задержанной полицией нравов за неправильное ношение хиджаба.

Пезешкиана – в дамки: почему иранцы проголосовали за «реформатора»
Фото © Vahid Salemi / AP/ ТАСС

Также за Пезешкиана выступили провинции, населённые национальными меньшинствами. Он сам азербайджанец и выступал за расширение прав этнических меньшинств.

Голосующих против режима подстегнули и усиливающиеся слухи о состоянии здоровья 85-летнего верховного лидера Али Хаменеи.

Пезешкиан уже дал в западных соцсетях, доступ к которым в Иране запрещён, сигнал Западу о готовности к перезагрузке: «Протягиваю вам руку».

Госдеп США пока не ведётся. Он заявил, что иранские выборы не были свободными, в отличие от той же Франции, фундаментальных изменений в Иране от президента ждать не стоит. Дескать, вот когда смените аятоллу Али Хаменеи и весь Корпус стражей исламской революции (КСИР), тогда поговорим.

Высокомерный тон американской дипломатии объясняется прежде всего тем, что в Вашингтоне проспали эти выборы. И пока не смогли придумать ничего в ответ, кроме дежурных нравоучений.

Пезешкиана – в дамки: почему иранцы проголосовали за «реформатора»
Фото © STR / EPA / ТАСС

Разумеется, отмена санкций, если дойдёт до переговоров, потребует от Ирана уступок Вашингтону по болезненным вопросам, начиная с военно-технического сотрудничества с Россией. Но вся полнота власти в Иране принадлежит аятолле, а не президенту. А КСИР контролирует иранский ВПК. Так что радикального пересмотра российско-иранских отношений ждать не стоит, все начатые проекты будут доработаны.

Вопрос, будут ли новые проекты. Лакмусовой бумажкой станет готовность Пезешкиана подписать договор о дружбе и сотрудничестве с Россией, текст которого был согласован ещё с президентом Раиси.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем