Король и тут: зачем монарх Бахрейна прилетал в Москву
О наших общих интересах с аравийским государством – обозреватель «Абзаца» Юрий Шумило.
В ситуации дикой турбулентности на Ближнем Востоке распадаются и создаются заново альянсы. На этом фоне король Хамад бен Иса Аль Халифа прилетал вчера на переговоры к президенту Путину.
Его крохотное государство у границ Саудовской Аравии не имеет крупных запасов нефти. Зарабатывает оно, привлекая иностранных инвесторов в качестве «офшорного рая».
Бахрейн интересуется, в частности, нашей нефтью – у соседей она слишком дорогая. Но торговля между нашими странами пока совсем не велика.
Исторически Бахрейн лоялен Западу – согласился на присутствие британской и американской военных баз, соглашался и на квартирование Пятого флота ВМС США.
Но с недавних пор говорят о возможном уходе Штатов с Ближнего Востока. И страны, находившиеся под «зонтиком американской безопасности», ищут нового покровителя. После Москвы король Хамад, кстати, направляется в Пекин.
У Бахрейна есть внутренние проблемы: большинство населения страны – шииты, а правящая верхушка – сунниты. Для стабильности Бахрейну нужен сильный посредник в отношениях с Ираном, который привык влиять на все населённые шиитами страны.
Чем Бахрейн может быть интересен нам? В первую очередь – возможными схемами торговли с третьими странами в обход западных санкций. В частности, энергоносителями.
России нужны новые площадки для международного делового партнёрства. Одна из них – Объединённые Арабские Эмираты – расположена по соседству с Бахрейном, но там у нас не всё ладно. Западные противники давят на ОАЭ, усложняют работу.
Имеет значение, что король Бахрейна посетил Москву всё-таки раньше, чем Пекин. Язык символов на Востоке значит многое. Осталось только договориться, распорядившись этим преимуществом, пусть символическим, который Бахрейн показательно предоставил России.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.