Усе будэ Палестина: чего добьются европейцы признанием многострадального государства
О дипломатических демаршах Норвегии, Ирландии и Испании – обозреватель «Абзаца» Филипп Фиссен.
Вообще, Палестину и так признают 146 стран – немногим меньше, чем подтверждают существование Государства Израиль. Но у Тель-Авива есть полноправие в ООН, а его сосед остаётся «государством-наблюдателем».
Такой дисбаланс «сложился исторически», хотя после Второй мировой войны было согласовано существование именно двух равноценных государств. Англия желала по имперской привычке перемешать население, нарезав наделы, но тверда была позиция СССР – инициатора создания Израиля, – поддержанная США. И разделили Палестину с Израилем.
Однако суха теория. А древо жизни оказалось ядовитым, как анчар. Череда войн привела Израиль к своеобразному пониманию Устава ООН. Тель-Авив видит автономию палестинцев исключительно в рамках системы апартеида.
Израиль на свой лад пользуется ресурсами обоих государств, включая и дефицитные водные, а палестинцам выдаёт скудный рацион. Причём за деньги.
Развитие двух частей одного Израиля «от реки до моря» стало давать заметный перекос. Трудно развиваться, когда тебе продают не более одной штуки в руки и подают воду в удобное для владельца трубы время.
Во избежание нанесения апартеиду ущерба Израиль установил фактический запрет даже на доставку гуманитарных грузов в палестинские поселения, главным из которых стал сектор Газа.
Самое густонаселённое гетто на Земле, где до недавнего времени содержалось более двух миллионов человек, с прошлого года стало фабрикой смерти, где израильские вооружённые силы уничтожают население десятками тысяч.
Нынешняя готовность европейских стран впустить Палестину полноценно в мировое сообщество вызвана шоком от этих бомбёжек. Так они протестуют против жестокости Израиля и его старшего патрона – администрации США.
Америка ещё устами президента Обамы заявляла, что США хоть и приветствуют «вхождение Палестины в семью ООН», но когда-нибудь потом, «когда придёт тот день». И вот настаёт день, который должен внести ясность.
До сих пор страны ЕС были лояльны Израилю, с признанием полноправия палестинского государства не торопились. Новая линия Норвегии, Ирландии, Испании неожиданная, но не новая. Ещё в 2012-м то же сделала Исландия.
Пыл израильского милитаризма эти демарши не погасят, но, будем надеяться, хотя бы охладят.
Не для того выдавали мандат на своё государство потомкам легендарного народа, чтобы они вели себя ветхозаветно, вообразив местное население недостойным, в отличие от них, ведомых божественным провидением.
Мир изменился. Пора заметить это и живущим в доисторическом мифе о своём превосходстве израильским политикам.
А то, не ровён час, «усэ будэ Палестина».
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.