рубрики

Особо «церные»: как на Большом коллайдере подталкивают наших учёных к предательству
Фото: ТАСС / EPA / LAURENT GILLIERON / Большой адронный коллайдер

О моральном выборе соотечественников – обозреватель «Абзаца» Михаил Дряшин.

Европейская организация по ядерным исследованиям (ЦЕРН) объявила, что в ноябре прекратит сотрудничество со «специалистами, имеющими связи с Россией». На коллайдере, расположенном на границе Швейцарии и Франции, работают примерно 500 наших исследователей.

Учёные всего мира часто бывают беспринципными в плане патриотизма. Для них знание выше границ. Где лучшие условия работы, туда они и перетекают. Так сложилось, что фундаментальная наука – почти секта. Международная и во многом аполитичная.

Но вот ЦЕРН прогнулась под европейскую злободневность. Точнее – организацию прогнули. Пригрозили из Брюсселя сокращением финансирования, это понятно.

Каждый из наших специалистов теперь оказался перед выбором. Вариант первый: к ноябрю сдать дела и смотать удочки с Большого адронного коллайдера. Вариант второй: отречься от России. Возможно, для этого даже придётся какие-то бумаги официально подписывать – вроде тех, что хотят стребовать с наших олимпийцев за допуск в Париж.

Совесть – штука изворотливая. И в этом светила фундаментальной физики не одиноки.

Большое мировое искусство тоже космополитично. Наши оперные примы и маэстро, например, много лет обитают или обитали вне родных пенатов, на закордонных хлебах, не чувствуя душевного дискомфорта.

И актёры многие в западном направлении тянутся. Здесь не переставая зарабатывать, разумеется.

То же и у спортсменов. Спрашивать у звёзд какого-нибудь тенниса о патриотических чувствах – едва ли не моветон. Где глянцевее, там они и живут.

Но мы почему-то должны ими гордиться. А порой уже и не хочется.

Провокация ЦЕРН вполне продуманная. Наш коллайдер в подмосковной Дубне тем временем только строится. Посмотрим, что выберут наши большие учёные.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем