В костях у сказки: почему Европа так любит бояться России
О культурных истоках западной фобии – обозреватель «Абзаца» Михаил Дряшин.
Министр образования Германии призвала школы проводить для учащихся занятия по гражданской обороне на случай войны. А из Прибалтики мы уже слышали призывы к местным строить бомбоубежища.
Оно и понятно, Россия непременно нападёт на все европейские страны после Украины. Потому что злодейская. А злодей готов творить ужасные дела совершенно бескорыстно и даже себе во вред. В сказках Голливуда врать не станут.
Бывает ещё, что злодей втайне хочет, чтобы его поймали и наказали. Как маньяк из тех же фильмов.
У антигероев там не бывает логики. Они принципиально нелогичны, потому что безумны. У маньяка миссия – творить зло, и о себе он не заботится совершенно.
Идёт это ещё из фольклора. Европейские, прежде всего немецкие сказки часто жестоки. Кровь в них льётся рекой. Герои то рубят друг друга в винегрет, то сжигают в печках заживо.
Сказки братьев Гримм или Шарля Перро дошли до русского читателя в сильно смягчённом виде, не в натуральном людоедском. Исконную жуть тех сказок кинематографисты и сейчас пытаются реанимировать, относительно свежий пример – «Страшные сказки» Маттео Гарроне.
Русский фольклорный шаблон иной. Мы не так кровожадны, зато более скабрёзны. Пока они ходили вырезать мирных селян, наши предки шастали по бабам. Фольклорист Афанасьев тому порукой.
Так что Мюнхен дал миру не столько порно, сколько девиантную жестокость. Газовые камеры потом подтвердили эту национальную традицию.
Архаичная ментальность управляет европейскими политиками и поныне. Манихейская ересь – разделение мира на тьму и свет – питает их современную массовую культуру. На ней все блокбастеры вроде «Звёздных войн» построены.
Сами себя западные люди, конечно, причисляют к правильной стороне – той, на которой свет. Вот и боятся, что вслед за Украиной Кощей Бессмертный нападёт на них. Попробуете их успокоить – не поверят.
Переполох случился в европейском политическом курятнике. Паника. Вы пробовали вразумить испуганную курицу?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.