Ревёт и плачет: какому русскому режиссёру в Европе не дали премию
Об итогах 74-го Берлинского кинофестиваля – обозреватель «Абзаца» Михаил Дряшин.
Фильм эмигрировавшего документалиста Виктора Косаковского был номинирован в основной программе, но ничего не получил. Притом что Берлинале всегда ценил авторов с «прогрессивной позицией».
Я посмотрел недавнее интервью Косаковского. В нём творец часто плакал. Да и в остальное время он разговаривает так, будто плачет. Такая душевная организация, мог бы в электричках милостыню собирать.
Заговорил о Навальном* и залился слезами. Ревел, тёр физиономию пухлыми пальцами. Творческие люди – они как дети.
Мы все, сказал Косаковский, виноваты перед ним. Мы все его убили. «Убийцы!» – кричал Ярмольник в «Том самом Мюнхгаузене». Интонация – один в один.
Творец уехал из России в 2002 году, по его словам, в знак протеста против войны в Чечне. Напомню, война шла с 1994-го. А когда почти закончилась и Россия победила, режиссёру стало невозможно с нами жить.
Его «Архитектон» заявлен как фильм о современной архитектуре и начинается с кадров разрушений в зоне боевых действий на Украине. Выяснилось, что поначалу Косаковский хотел снимать комедию, но тут началось, и он отправился на чужую сторону снимать руины.
Глядя на руины, Виктор вспоминал гравюры Пиранези с развалинами античными и сделал вывод, что оставлены они более высокой цивилизацией. И вновь зашёлся от рыданий.
Косаковский не только художник, но и экоактивист. Предлагает всех кур, коров и поросят выпустить на волю.
На вопрос, считает ли он себя русским, вспомнил, что воспитан на «ленинградской волне», что на «Ленфильме» в соседней с ним комнате «сидел сам Сокуров». Что до сих пор скучает по питерскому низкому небу и долгим рассветам. И опять залился слезами. Надо же, какой чувствительный, ревёт не переставая.
Наконец творец вымолвил: «Я русский». И совсем уже затрясся.
Как только этим милым интеллигентным людям удалось сохранить взгляд на мир, сумму знаний, суждений и верований, свойственные младшим научным сотрудникам эпохи Горбачёва.
Не стоит тратить на них опереточные эпитеты, испепелять негодованием. Многие из них просто малахольные.
Особенно те, что никак не могут объяснить себе, зачем они уехали из лучшего города Земли с его строгими камнями, серыми волнами, низким небом и долгими рассветами.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.
*Внесён Росфинмониторингом в перечень террористов и экстремистов.