Смогли повторить: как Россия выстояла после Первой мировой
Итоги войны, завершившейся ровно 105 лет назад, напоминает обозреватель «Абзаца» Филипп Фиссен.
Главным бенефициаром Первой мировой оказалась Британия. Она упрочила тогдашнее положение мирового гегемона, разгромив Германию чужими руками – усилиями России, Франции и отчасти Италии.
Османская Империя и Австро-Венгрия из войны вышли побитыми. Турция сдала Балканы. Австрия оставила юг Европы.
Унию с Веной разорвала Венгрия. В ней возникло коммунистическое правительство Белы Куна. Вспыхнули территориальные споры между осколками империи Габсбургов – Чехословакией, Польшей, Румынией.
В Галиции схватили друг друга за глотку бывшие части австрийской армии и их командиры, спешившие объявить себя диктаторами. Польские части и подразделения сечевых стрельцов, прозванных украинцами, палили друг в друга, пытаясь отхватить Львов.
Поляки оказались прытче, стрельцов погнали сапогами создавать украинское государство восточнее.
Ноябрьская революция потомственного социал-демократа Карла Либкнехта положила конец Второму рейху. И на Западном фронте наступила тишина.
А что же наш фронт, Восточный?
Русская армия, деморализованная при Временном правительстве, была преобразована большевиками в Красную. Ради новой войны, гражданской.
Наши гигантские территории продолжали ползуче оккупироваться. Немцы вошли на беззащитную Украину.
Миф о Центральной раде как создателе Украины не историчен, а скорее истеричен. Это было сборище агентов европейских держав, и у них ничего не вышло. А вот немецкая оккупация была настоящей.
Бывшие союзники начали интервенцию и в Россию. Британский флот оказался у Петрограда и на берегу Белого моря. На Дальнем Востоке высадились американцы и японцы. На Чёрном море – французы. Россию принялись завоёвывать.
Россия выстояла. Большевицкие командиры, дипломаты, политики оказались не так просты. В петле британской блокады Россия, удушаемая разрухой и Гражданской войной, неурожаями, вывернулась из удавки.
Восстановилась. Взрастила силы. Преобразилась. На всё это понадобились годы, реки крови и тяжелейший труд.
А затем Россия вернула себе статус сверхдержавы, который был закреплён за нею с XIX века.
Таково свойство народа нашего. По-христиански смиренно переносить боль и страдания, но уметь встать гордо в момент, когда судьба Отечества кажется фатально предрешённой.
И если сегодня на Западном фронте без перемен заправляют те же убийцы и мизантропы, что и 105 лет назад, то в России живёт тот же народ, способный обламывать самых спесивых зазнаек в пробковых шлемах.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.