рубрики

Гордость и лава: чем грозит извержение крупнейшего вулкана Камчатки и Евразии
Фото © ТАСС / Елена Верещака

Величие, красоту и ужас Ключевской сопки объясняет выросший на Камчатке колумнист «Абзаца» Игорь Мальцев.

Для нас, просидевших годы в редакциях настоящих газет, а не блогерских платформ, нет такой новости, которая начинается со слова «может». Потому что усталый ответсек, который начинал ещё при Хрущёве, тебе скажет: «А может, и нет…» и укажет сигаретой на дверь.

Но вот наука работает немного по-другому. Поэтому стоит прислушаться, когда геофизики, они же вулканологи, говорят: «В ближайшее время следует ожидать усиления эксплозивной деятельности, вплоть до пароксизмального извержения. В этом случае высота пепловой колонны может достигнуть 12 километров». Так гласит заявление Камчатского филиала Геофизической службы РАН.

У извержения Ключевской только одна хорошая сторона – всё-таки сопка далеко от Петропавловска-Камчатского, где живёт основная доля людей на полуострове. Но зато совсем рядом к ней посёлки Ключи, Атласово, Лазо.

Впрочем, их жителям не привыкать – Ключевская сопка окружена весьма крупными вулканами. Тут и Толбачик, и Большая Удина, и Безымянный.

Ключевская – не только самый большой вулкан Евразии, 4750 метров, но и один из самых беспокойных. Он всегда курится и довольно часто по вулканическим меркам извергается. Последний раз это было в 2020 году.

До 1930-х годов вулкан работал по классической схеме – выбросы происходили из основного кратера. Потом извержения уже формировали боковые, взрывные кратеры.

В 1974-м на юго-западных склонах Ключевской началось новое извержение, в результате которого образованная трещина дала два побочных кратера на высотах 3600 и 3400 м.

Извержения нижнего кратера носили глыбовый лавовый характер. Под воздействием их потока произошёл взрыв полукилометрового ледника, он взлетел на высоту в 500 м. Это стало первым примером такого воздействия лавы на глазах учёных СССР.

В 1994-м извержение длилось почти месяц, и это выглядело потрясающе – колонна пепла вздымалась на 13 километров в небо. То есть на три километра выше обычного потолка пассажирских реактивных самолётов. В таких случаях вулкану присваивается Красный авиационный код – высшая угроза воздухоплаванию.

Обычно при извержении наблюдается обильный пеплопад в Лазо и Атласово. Если вы думаете, что вулканический пепел похож на пепел от сигарет, то нет. Совершенно случайно нас, студентов Дальрыбвтуза, отправили на картошку как раз в Лазо, когда извергался вулкан Толбачик. Пеплопад в реальности выглядит так, будто тебе на лицо постоянно сыплется мелкий песок.

Гордость и лава: чем грозит извержение крупнейшего вулкана Камчатки и Евразии
Фото © ТАСС / Елена Верещака / Извержение вулкана Ключевской в Камчатском крае в 2020 году

Крохотные гранулы расплавленного камня. Сначала ты ничего не понимаешь, потому что через тучу пепла с трудом пробивается солнце. Но когда ветер относит всю эту массу в сторону, глазам предстаёт одно из самых потрясающих явлений на планете. Извержение вулкана как оно есть, во всём величии и красоте. Ну и немного ужасности.

За Ключевской группой ведётся постоянное наблюдение при помощи вулканологической станции, это старейшая обсерватория в России. Правда, из современного оборудования нынче на станции только видеосистема наблюдения за вулканом Шивелуч и Ключевской сопкой.

Во времена СССР тут, в посёлке Ключи, на станции трудилось человек сорок. Теперь всего семеро сотрудников.

Вулканостанция была легендарной по многим причинам. Но одна из них была довольно любопытная – именно тут работала долгие годы геофизик, кандидат геолого-минералогических наук Екатерина Юрьевна Жданова, внучка Сталина, аж с 1976 года. Подальше от московских страстей и невежливых взглядов.

Но Камчатка – такое место, кого там только нет. В образовательные и академические институты сюда приезжали из Москвы и Ленинграда удивительные специалисты, во многом в связи со своим нонконформизмом.

В нашем институте преподавательский состав был сплошь московский и питерский. И это были продвинутые люди с гражданской позицией, что нам, студентам, было весьма по нраву.

А на бульваре Пийпа, названного так по имени выдающегося советского вулканолога Бориса Пийпа, стоит Институт вулканологии. Единственный в стране.

И пока Ключевская сопка будет извергаться, он там будет стоять.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем