рубрики

Помнят судное мгновенье: почему ХАМАС приурочило нападение на Израиль к 50-летию другой войны
Фото © Уничтоженные израильские танки возле египетского города Исмаилия / wikipedia.org

Нападение ХАМАС на Израиль было приурочено к 50-летию другой войны. Выбор даты объясняет обозреватель «Абзаца» Владимир Тихомиров.

ХАМАС попыталось сыграть на психологической травме нескольких поколений израильтян. Ведь существует парадокс: израильтяне, несмотря на победу в войне Судного дня 1973 года, воспринимают её как национальную катастрофу.

Арабы же, напротив, считают проигранную октябрьскую войну, как они её называют, поводом для гордости: они смогли развеять миф о непобедимости израильских спецслужб и армии, вернув часть территорий, оккупированных Израилем в ходе унизительной для арабов Шестидневной войны 1967 года.

Один знакомый журналист из Иерусалима так объяснил мне логику израильтян: любая развязанная против Израиля война – сама по себе уже показатель его слабости и провала военной доктрины упреждения.

Кроме того, израильтян шокировала лёгкость, с которой египтяне и сирийцы в 1973-м смогли перейти границы Израиля с севера и юга.

Как и сейчас, в 1973 году израильская разведка всё проспала: концентрацию военных сил на границах, перевооружение египетской и сирийской армий и даже закупку в Германии 350 мощных водомётов, с помощью которых египтяне размыли израильские укрепления на берегу Суэцкого канала.

Перед той войной донесения агентов «Моссада» о готовящемся блицкриге натыкались на стену высокомерия израильских политиков, которые после триумфа 1967 года решили, что никто и никогда больше уже не осмелится напасть на их страну.

Тем больнее было столкновение с реальностью.

Война началась в два часа дня 6 октября, когда всё взрослое население Израиля находилось в синагогах по поводу праздника Йом-Кипур, то есть Судного дня.

Удар был нанесён одновременно на юге, где египетские войска прорвали линию обороны на Суэцком канале, и на севере, где сирийские танковые бригады громили укрепления Голанских высот.

Помнят судное мгновенье: почему ХАМАС приурочило нападение на Израиль к 50-летию другой войны
Фото © Египетские войска пересекают Суэцкий канал / wikipedia.org

Уже 9 октября Израиль был фактически сломлен, а деморализованная премьер-министр Голда Меир приказала готовить к подрыву 13 тактических ядерных зарядов. Именно в этот день была сформулирована израильская ядерная доктрина – «вариант Самсона», названная по имени библейского героя, который, будучи пленённым, обрушил крышу темницы, убив себя и многих врагов-филистимлян.

Страну тогда спасли США, которые не только организовали поставки вооружения в Израиль, но и провели сепаратные переговоры с президентом Египта Анваром Садатом, который в обмен на возвращение контроля над Синайским полуостровом согласился предать сирийских союзников и выйти из войны.

В итоге война к 24 октября закончилась победой Израиля.

Исход нынешней также не вызывает сомнений – у палестинцев нет ни единого шанса победить Израиль в открытом бою, как его не было полвека назад у сирийцев и египтян.

Но иранским военным, которые фактически стоят за спинами террористов ХАМАС (а вот не надо взрывать иранских генералов и учёных), не требуется военного поражения Израиля. Сами террористы для них не более чем расходный материал для достижения политических целей.

Аналогии с войной Судного дня работают лишь до определённого уровня. Всё-таки там противостояли друг другу настоящие армии, а главным оружием стал советский гранатомёт РПГ-7, который эффектно жёг израильские танки. Сейчас же главным оружием террористов стали мобильные телефоны и жестокие – до тошноты – видеоролики, с первых часов войны наводнившие соцсети.

В воздухе запахло украинским ЦИПсО, где тоже смаковали кадры пытки и казни пленных российских солдат. Патологическая жестокость напоказ, демонстративный отказ от норм морали – вот оружие новых войн.

После блестящей победы в 1973 году шок израильского общества от первых дней унижения был настолько велик, что правительство Голды Меир в полном составе было вынуждено уйти в отставку. В Израиле появились новые партии. Первые – радикалы-поселенцы с оккупированных территорий, которые впоследствии привели нынешнее правительство Биньямина Нетаньяху к власти. Вторые – пацифисты, требовавшие максимальных уступок арабам и немедленного перемирия с палестинцами на их условиях.

Именно на повторение подобного эффекта рассчитывают организаторы новой войны. Они уже озвучили условия мира: возврат Израиля к границам до войны 1967 года и создание Палестинского государства.

Но если кто-то когда-нибудь добьётся от Израиля подобных уступок, он станет новым лидером всего мусульманского мира.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем