ok
Двойка в черепе: до каких пор в России будут унижать учителей
Фото © Freepik

О скандале в петербургской школе – обозреватель «Абзаца» Игорь Караулов.

В Петербурге, культурной столице России, шестиклассник творчески отреагировал на двойку по русскому языку, заметив, что учитель ничего не добился в жизни, а его зарплата меньше, чем тот орган, которым школьник предполагает в будущем делать себе подобных.

Наше возмущение, конечно, не знает границ. Однако по здравому размышлению было бы нелепо всей страной набрасываться на этого конкретного школьника, ведь его безобразная выходка сама по себе угрожает величию России не больше, чем история с кражей чайника из практики адвоката Плевако.

Школьников с головами, столь же дырявыми, как тот пресловутый чайник, у нас сотни тысяч. И вообще-то, школа призвана их, уж какие они ни на есть, в итоге воспитать и привести к общественно приемлемому знаменателю.

Но все же, раз эта история задела многих, есть в ней нечто симптоматичное, заслуживающее размышления. Устами младенца в данном случае глаголет невеселая истина о реальном общественном престиже и профессии учителя как таковой, и интеллекта в целом.

Понятно, что шестиклассник нахватался премудрости у своих родителей, которые таким способом поднимают ему самооценку после каждой двойки, – нельзя же ругать дитя, надо ему «рационально» объяснить, что мир к нему, лучшему, несправедлив. Но и родители вряд ли семи пядей во лбу, а значит, не сами выдумали подобные идеи, а подхватили где-нибудь в соцсетях.

Тут даже не посетуешь на то, что государство долгое время относилось к образованию как к части сектора услуг. По факту учительское сословие ставится ниже курьеров или уборщиц, которых, вообще-то, не принято попрекать ни низким заработком, ни непрестижным трудом.

Скорее можно сказать, что часть общества воспринимает образование как нечто необязательное, хотя почему-то навязываемое государством. Прежнее представление о том, что надо «учиться, учиться и учиться», чтобы стать человеком, пойти дальше своих родителей, давно уже не работает. И особенно это касается школьного образования.

Иное дело – образование специальное, по модным темам. Тут понятно: выучишься работать с нейросетью или спекулировать криптовалютой – и вот тебе вполне вероятный кусок хлеба. Но при чем тут русский язык? История? География? Как они помогают зарабатывать?

Однако проблема не только в неочевидной актуальности знаний об отношениях Онегина и Татьяны для современного человека. Позже ведь этот шестиклассник, несмотря на все свои нынешние двойки, поступит в вуз, где готовят «юристов и экономистов», и там быстро поймет, что весь смысл существования этого вуза – продажа дипломов. Или поступит в другой вуз, получше, и обнаружит, что одним студентам приходится изо всех сил учиться, а других, детей богатых или влиятельных родителей, проводят через сессии по «зеленому коридору».

А потом получит диплом, пойдет на работу и с течением времени увидит, что как раз эти-то, на халяву диплом получившие, быстро выбиваются в начальство. А там, глядишь, он и своих детей начнет «пиписькой» делать и воспитывать их будет с учетом своего жизненного опыта.

Можно, конечно, придумать разные репрессии, чтобы исключить подобные скандалы. Розги вряд ли удастся вернуть в школу, но постановка хулиганов в угол еще могла бы быть уместна. Можно пофантазировать и о штрафах для родителей, чтобы разрыв между их доходами и зарплатой учителей казался чуть менее внушительным.

Да и вообще – не слишком ли мы заигрались в «права ребенка»? Школа не должна поддерживать домашний миф о ребенке как о пупе земли. Напротив, она должна его жестко развеивать, внушая ученику, что все права ему еще предстоит заслужить. Школе нужна диктатура педагога.

Но все подобные меры были бы направлены лишь на симптомы болезни. Чтобы устранить ее коренную причину, нужно, чтобы успех человека в жизни определяли его труд, знания, компетентность и интеллект, а не связи, происхождение, материальное положение родителей или умение угодить начальству, быть удобным «своим человечком».

Причем нам это необходимо не только для того, чтобы нашим учителям не приходилось беспомощно краснеть перед оборзевшим шкетом, но и ради выживания России в мире обостряющейся глобальной конкуренции.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Рекомендуем