ok
Холостой доход: что кандидаты в депутаты будут нам обещать в 2026 году
Фото © Ведомости / ТАСС

О главном споре, который нас ждет, – обозреватель «Абзаца» Андрей Перла.

Вы сейчас, конечно, не планировали об этом задумываться, а между тем за вашей спиной профессионалы уже обсуждают важнейшую проблему современности. Они думают, о чем говорить с избирателями в ходе кампании по выборам депутатов Государственной думы. Что такого нам сказать, чтобы мы проголосовали в сентябре за ту или иную партию? Их, напомню, в российском парламенте целых пять и каждая нуждается в голосах, а значит, во мнении по главной теме.

Какая же тема будет главной? Вот над чем сейчас ломают головы политологи и политтехнологи. И вопрос этот для них совсем не прост.

Дело в том, что почти никто не сомневается: очередные выборы в Госдуму в сентябре 2026 года состоятся уже после победоносного завершения СВО. Это значит, что абсолютное единство российского политического поля (на нем сейчас нет никого, кроме патриотов) постепенно начнет размываться. Патриотам очень даже есть о чем поспорить между собой.

Я думаю, главным полем этого спора станет возможность и необходимость введения в России безусловного базового дохода. Доли от доходов государства, которая положена каждому гражданину просто потому, что он гражданин. Независимо от пола, возраста, образования, от того, работает человек или сидит без дела.

В России такая политика возможна, потому что она одна из богатейших или даже просто самая богатая страна мира с точки зрения наличия природных ресурсов. В мирное время, когда государство не должно напрягать все силы – свои и граждан – для решения важнейшей задачи победы над врагом, средства на безусловный базовый доход граждан есть.

Правда, не очень большие.

Три года назад, когда зампредседателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Щапов предложил выплачивать россиянам доходы от разработки природных ресурсов страны, чтобы у них не складывалось «справедливое ощущение, что все деньги забирают менеджеры госкомпаний и бюджет», появились и расчеты, сколько же реально могло бы «капать» каждому из почти 150 миллионов граждан.

Экономист Николай Кульбака тогда подсчитал, что от нефтегазовых доходов России каждый гражданин мог бы реально получать примерно $500 в год. То есть при нынешнем валютном курсе примерно 40 тысяч рублей.

40 тысяч «лишних» рублей в год – совсем неплохо даже для представителя среднего класса. Однако для большинства граждан такие деньги «не сделают погоды», не дадут возможности жить существенно богаче. Средняя зарплата в России в 2025 году, в конце третьего квартала, была 96,5 тысячи рублей. 13 регионов страны, включая Москву, показали среднюю зарплату выше 100 тысяч рублей. Конечно, в стране есть не только работающие, так что среднедушевой доход в месяц существенно ниже: примерно 73 тысячи рублей.

Однако важнее другое. Безусловный базовый доход государство может выплачивать, только отказавшись зачислять эти средства в бюджет и использовать, к примеру, на социальные программы. Между тем 40 тысяч в год каждому – это не менее 25% от всей «нефтяной ренты», которая сегодня достается государству. Может ли государство не в теории, а на практике вынуть из бюджета 6 триллионов рублей? Порадуются ли граждане результату?

Можете не сомневаться: уже весной 2026 года этот вопрос станут задавать друг другу все политики страны и кое-кто из них будет настаивать, что можно и нужно раздавать людям деньги. Да не по 40, а по 100 тысяч.

Мы вступаем в период предвыборной ажитации. Готовьтесь, вас будут агитировать.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Рекомендуем