Запущенный суд: как Нюрнбергский процесс сделал дальнейшую денацификацию провальной

К 80-летию начала трибунала – обозреватель «Абзаца» Игорь Мальцев.
Чем дальше Нюрнбергский процесс уходит в историю, тем более выпуклым становятся его основные черты, важность и противоречия. Можно погрузиться на все 300 с лишним дней заседаний и читать протоколы, которые у нас так полностью и не опубликованы на русском, а можно посмотреть отстраненным современным взглядом.
Для начала, что это был первый процесс, на котором судили сторону, проигравшую в войне. Раньше конфликты обходились без этого. Но преступления гитлеровского режима были настолько чудовищны и так сильно выходили за рамки войны, что, вероятно, нужен был процесс, который осудит нацистскую систему как таковую.
Сама подача «победители судят побежденных» тоже была новостью и до сих пор вызывает разночтения в оценке целей и результатов того самого первого процесса, после которого силами американцев состоялось еще несколько.
На первый взгляд, самых страшных нацистов осудили, хотя, например, Гитлер, Геринг и Борман не дожили до скамейки. Казнили Кальтенбруннера, Риббентропа, Кейтеля, Розенберга.
А дальше начинаются вопросы – и чем дальше, тем больше.
Среди казненных – Юлиус Штрайхер, издатель газеты, которая публиковала карикатуры типа «где еврей, там война» и изображала СССР в виде большевистского кровавого Сталина с отчетливо бурятскими чертами. Вот почему-то ни Сталин, ни СССР в целом претензий к пропагандисту не предъявляли.
Так мы впервые в истории стали свидетелями казни за агитацию и пропаганду. Это было свежо. Когда в следующий раз услышите от наших ярых оппозиционеров, что «нельзя наказывать за слова», напомните им про судьбу Штрайхера.
Но есть и более любопытные и системные факты, которые, собственно, привели нас к тому, что мы сегодня имеем и в Европе, и на Украине. Да буквально везде.
Вот, скажем, выдающегося архитектора Шпеера посадили на 20 лет и он отсидел от звонка до звонка. Причина? «Лучший друг Гитлера». Ок. «Организация рабского труда военнопленных» – это потому что его назначил фюрер министром, который отвечал за трудовые ресурсы, в том числе в концлагерях типа Дора-Миттельбау, где собирались ракеты «Фау-2». И там, буквально в подземных цехах, он лично контактировал с оберштурмбаннфюрером СС Вернером фон Брауном, который потом скажет, что вообще ничего не слышал про рабский труд.
Придумать боевые ракеты (и запустить их по Лондону) – это достижение эсэсовца фон Брауна. Но его даже не было на Нюрнбергском трибунале, ведь он не рисовал карикатур на евреев с целью возбуждения неприязни к этому древнему народу. Его ракеты просто взрывали мирные города. Он спокойно отчалил в США и стал отцом американской космонавтики и даже лунной программы. И прекрасно себя чувствовал. А вы думали, американцы сами себе создали космонавтику? Нет. Гитлер завещал.
СС, в которых он (и не он один) служил, были признаны преступной организацией. А вот вермахт, например, нет. Сегодня это аукается всем: уже выросло поколение немецких политиков, которые бесстыдно говорят: «Ну да, наши отцы и деды воевали в Сталинграде – а что тут такого? Россия – вечная угроза Европе. Вермахт не является преступной организацией по решению суда». Иметь дедушку-нациста перестало быть неприлично. И корень этого – в том самом решении Нюрнберга.
В это время американцы взяли под крыло, увели из-под трибунала, проинструктировали и запустили обратно в Германию огромное количество нацистских деятелей, которые по всем критериям должны были идти под суд. Но, о чудо, счастливо избежали и виселицы, и тюрьмы.
Рейнхард Гелен – разработчик плана «Барбаросса», руководитель гитлеровской разведки по Восточному направлению (то есть по борьбе с Красной армией) – чудеснейшим образом стал организатором и главой разведки демократической ФРГ – BND. Кстати, у него еще в 60-е годы в аппарате работала дочка Гиммлера – просто чтобы не голодала бедняга.
Прекрасная атмосфера воцарилась и в судейском корпусе ФРГ. Оказалось, что буквально все гитлеровские судьи (кто дожил) вернулись на свои рабочие места. Ни один промышленник, снабжавший Гитлера танками и даже препаратом против паразитов, не пострадал. Более того, все те же заводики сейчас клепают танчики и снарядики. И опять на Восточный фронт. Да вы шутите? Какие уж тут шутки.
Нюрнбергский трибунал своими яркими, демонстративными, но странными решениями, по сути, сделал дальнейшую денацификацию провальной.
Помните историю «Фракции Красной армии» (RAF)? Мол, жуткие террористы-леваки, Майнхоф – Баадер и несчастные взорванные прокуроры типа Зигфрида Бубака, члена НСДАП с 1940 года. А ведь это был террор как акт отчаяния – они поняли, что с возращением нацистов во власть в ФРГ ничего нельзя поделать законными методами.
А все потому, что американцы в Нюрнберге решали только свои вопросики и занимались, как всегда, пиаром.
Действительно, если следовать критериям Нюрнберга, то посадить следовало бы миллионы людей. И это только в одной Германии. А ведь еще были страны, примкнувшие к Гитлеру напрямую. И мы их знаем, они сейчас из себя корчат светочей демократии и толерантности и мечтают опять зайти на Украину.
А ведь против освобождения вермахта от ответственности и непризнания его преступной организацией выступала только делегация СССР. Одна-одинешенька.
Так чему же мы сегодня удивляемся?
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.