«Долой коммунистов и туристов»: почему в Южной Корее растут антикитайские настроения

О новой волне синофобии в Стране утренней свежести – обозреватель «Абзаца» Андрей Дмитриев.
Перед прошедшим на днях в южнокорейском Кёнджу саммитом АТЭС, на который приезжал Си Цзиньпин, по стране прокатилась волна антикитайских маршей. Не слишком многочисленных, но агрессивных.
Участники рвали флаги КНР, жгли портреты ее председателя и выкрикивали: «Китай – вон!», «Компартия Китая – вон!», «Долой коммунизм!», «Остановите китайские лодки» и, конечно, «Корея для корейцев».
Власти сильно напряглись. Президент Ли Чжэ Мён назвал акции позорными, ну а полиция мобилизовала все силы, чтобы не допустить беспорядков, и пригрозила участникам арестами. Это подействовало, саммит прошел спокойно. Задержание в Пусане трех блогеров, вышедших на антикитайский пикет, – сущая мелочь.
Однако саму проблему это не решает.
Летом 2025 года на небольшом курортном острове Удо владелец местной кафешки, обслуживающей в основном туристов из Поднебесной, повесил рядом с ней флаги Республики Корея и КНР. Один из пользователей соцсетей возмутился: «Такое ощущение, что Удо уже принадлежит Китаю». Разразился скандал, в итоге власти заставили флаг снять.
А в октябре хозяин популярного в Сеуле кафе Permanent Habitat вывесил объявление, что китайцев в заведении не обслуживают. В ответ на обвинения в расизме он пояснил, что те «портят атмосферу, среди них много злоумышленников».
Примерно в это же время в Cети завирусилось видео из ресторанчика в провинции Кёнги, где некультурно отдыхали китайские гости: напились, курили в помещении, стряхивали пепел и плевали на пол, а также заблевали туалетную кабинку и разбили унитаз. Оно собрало множество негативных комментариев.
На фоне враждебного отношения туристы с Тайваня придумали ноу-хау и носят теперь значки с национальной символикой и надписью «Я тайванец», чтобы окружающим было ясно: они «люди приличные» и почти свои.
На сегодня именно Китай – лидер по негативу в соцопросах. Большинство южнокорейцев причисляют его к враждебным силам. И эта волна синофобии вызвана целым комплексом причин.
Во-первых, причины политические. Ядро митингующих и выступающих против Китая составляют националисты, сторонники бывшего президента Юн Сок Ёля, ныне находящегося под следствием по обвинению в мятеже. Среди них популярна конспирологическая теория, что к его отстранению якобы причастна рука Пекина. Распространение этого мнения достигло таких масштабов, что китайскому послу пришлось даже выступать с опровержением.
Республика Корея находится вполне в мировом тренде – националистические настроения растут, особенно среди молодежи. При этом Япония в традиционной роли врага уже несколько поблекла (хотя местные политики временами напоминают о ней визитами в храм Ясукуни или претензиями на острова Токто). Россия же далеко и мало волнует корейцев, а КНДР объявила, что происходящее на Юге ей неинтересно и там нет соотечественников. Остается лишь красный Китай.
Во-вторых, причины экономические. Рост китайских инвестиций, диаспоры и туристических потоков, особенно усилившийся после введения в этом году «безвиза», порождают опасения, что «китайцы все скупят», «нация в опасности» и тому подобное. Это тем более распространено ввиду того, что корейское общество долгое время было почти моноэтническим и проблема чужаков воспринимается остро.
Наконец, в-третьих, причины бытовые. Те самые некультурные привычки некоторых туристов, шум, отсутствие уважения к местным традициям и пренебрежение нормами гигиены. Хотя в России, где китайские туристы успешно заместили западных, почему-то такой проблемы не ощущается. То ли их не так много, то ли у нас они ведут себя иначе...
Хотя сейчас у власти в Южной Корее Демократическая партия и Ли Чжэ Мён, которые не хотели бы излишнего педалирования китайской угрозы, вероятно, синофобские настроения в обществе будут только усиливаться. Однако чисто экономически от коммунистов и туристов южнокорейцам уже все равно никуда не деться.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.