Каракас vs Барабас: какой сигнал Путин послал США ратификацией соглашения с Венесуэлой

О значении договора о стратегическом партнерстве с латиноамериканской страной – обозреватель «Абзаца» Игорь Пшеничников.
В условиях нагнетаемой Вашингтоном военной напряженности вокруг Венесуэлы, которая грозит вылиться в вооруженную агрессию США против этой латиноамериканской страны, совершенно по-особому видится тот факт, что в среду, 15 октября, наш президент Владимир Путин внес в Государственную думу на ратификацию договор между Москвой и Каракасом о стратегическом партнерстве и сотрудничестве.
Документ был подписан в Москве 7 мая этого года лидерами двух стран Владимиром Путиным и Николасом Мадуро. Национальная ассамблея (парламент) Боливарианской Республики уже ратифицировала 19 сентября этот договор в первом чтении.
Договор предусматривает, что стороны будут укреплять равноправное доверительное партнерство и стратегическое сотрудничество, поддерживая регулярный и тесный политико-дипломатический диалог, а также расширяя действующие и создавая новые механизмы координации по всему спектру двусторонней повестки дня, актуальным международным и региональным проблемам, представляющим взаимный интерес.
Явно намекая на США, Россия и Венесуэла заявляют о «неприятии гегемонии в международных делах». Стороны решительно выступают против односторонних принудительных и ограничительных мер, в том числе экстерриториального характера.
Особое внимание в нынешнем международном контексте привлекает 14-я статья договора, в которой говорится, что Россия и Венесуэла «совершенствуют связи в сфере обороны в областях, представляющих взаимный интерес, рассматривая их в качестве важной составляющей поддержания региональной и глобальной безопасности».
Никаких подробностей относительно характера военного сотрудничества между двумя странами в документе, естественно, нет. И это может настораживать заинтересованных, первые среди которых – конечно, Штаты.
Подписание договора в Москве в мае этого года прошло относительно незамеченным в череде других международных событий. Сегодня – иначе. Объявление о ратификации этого соглашения именно сейчас не выглядит случайностью.
Это совершенно недвусмысленное послание Вашингтону. За сухими строками договора аналитики по ту сторону Атлантики ищут ответ на вопрос, как далеко может пойти Россия в защите Венесуэлы.
В течение последних недель США последовательно и методично нагнетают военную истерию вокруг страны, выдвигая абсурдные обвинения в адрес ее руководства вроде причастности к международному наркотрафику.
Под этим надуманным предлогом к побережью Венесуэлы стянута целая флотилия в составе нескольких эсминцев и ударной подводной лодки ВМС США, которые готовы открыть огонь ракетами Tomahawk по объектам Боливарианской Республики.
Белый дом официально объявил, что «находится в состоянии войны» с наркокартелями, которые якобы действуют на территории Венесуэлы. При этом США прекратили все дипломатические контакты с Каракасом.
Американская пресса пишет о возможности проведения американцами наземной операции против Венесуэлы. На кораблях ВМС США ждут соответствующей команды несколько тысяч морских пехотинцев. За поимку президента Мадуро Белый дом объявил награду – $50 млн.
В минувшую среду Вашингтон пошел еще дальше. Как сообщила The New York Times, президент Трамп санкционировал тайные операции ЦРУ в Венесуэле. Администрация США, похоже, приняла решение о физическом устранении президента Мадуро.
Данные шпионскому ведомству новые полномочия позволят ему проводить тайные операции с применением силы в Венесуэле и в целом в Карибском бассейне. Никакой конкретики пресса не сообщает. Отмечается только, что решения Белого дома, санкционирующие тайные операции, имеют высший гриф секретности. Их точная формулировка не публикуется.
Сам президент Трамп отказался отвечать на вопрос, даны ли ЦРУ полномочия убить Мадуро. Но есть подозрения, что речь идет именно об этом. Трамп лишь многозначительно заявил, что «Венесуэле будет жарко».
Между тем истинная подоплека провоцируемого американцем кризиса ясна как белый день – это желание США вернуть себе контроль над венесуэльской нефтью, запасы которой считаются крупнейшими в мире.
Для Штатов это особенно актуально сейчас. Маячащая на горизонте большая война на Ближнем Востоке, которую затевает Израиль против своих врагов (против Ирана, прежде всего) при поддержке США, может привести к параличу экспорта энергоносителей из стран этого региона. Поэтому обладание венесуэльской нефтью – стратегическая задача.
Более того, надо понимать, что Трамп движим маниакальной идеей контроля над всеми крупнейшими мировыми источниками энергоносителей, поскольку реализация этой идефикс, как он полагает, реально даст ему рычаг управления планетой.
Между тем Москва может использовать Венесуэлу как асимметричный «аргумент» в диалоге с президентом Трампом по многим аспектам международной повестки, включая Украину.
Если глава Белого дома открыто поднимает вопрос о предоставлении Киеву дальнобойных ракет Tomahawk для нанесения ударов по России, то почему России не прибегнуть к помощи своих друзей в Латинской Америке, на территории которых может быть размещено еще более мощное оружие, чем то, что имеется у американцев?
В свое время, в 1962 году, СССР разместил на Кубе свои ракеты, которые могли достать до крупнейших городов США. Это было сделано в ответ на размещение американцами своих ракет в Турции, которые угрожали нашей стране. Решимость советского руководства и друзей-кубинцев заставила американцев дать задний ход – и они убрали свои ракеты из Турции.
Похоже, в Вашингтоне забыли недавнюю историю. Надо им напомнить. А кроме того, пора прямо и громко сказать, что, спровоцировав войну Европы с Россией, американцы не смогут отсидеться, по выражению Трампа, «за большим красивым океаном». К ним тоже что-то обязательно прилетит.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.