Фланг вам в руки: почему Латвия готова остаться без штанов, лишь бы с учениями НАТО
Фото © EPA / ТАСС

О начавшихся вчера в республике маневрах альянса – обозреватель «Абзаца» Александр Берзин.

Канадское командование альянса начало в Латвии учения Resolute Warrior («Решительный воин») с участием живой силы и техники 13 стран блока в составе многонациональной бригады «Север».

Вся маленькая страна до 12 ноября объявлена единым полигоном, а мирное население просят потерпеть и подождать до победы бригады, не выражая беспокойства при звуках залпов артиллерии и реве низко пикирующих штурмовых самолетов ВВС США.

Сценарий учений этого года остался таким же, как и в 2024-м. Итак, мотопехотная сила бригады «Север» с полигона Адажи под Ригой и новых четырех полигонов НАТО сначала выдвигается в Латгалию, на границы Белоруссии и России, чтобы отражать наступление противника. Война начинается на восточных рубежах альянса, но охватывает все регионы Прибалтики.

В модели маневров есть свои контрнаступления и стратегические решения, прорывы котлов в Земгале, Видземе и Курземе возле эстонских и литовских границ. Линия фронта запутывается, но армии прибалтов, как литовские «Железные волки», воюют по всему восточному фронту в ожидании переброски свежих сил пехоты и вооружений из Польши и Германии.

Новый элемент этих учений – штурмовики ВВС США Fairchild Republic A-10 Thunderbolt II. Старые двухмоторные самолеты, предназначенные для поддержки сухопутных войск и поражения танков, они отвоевали во многих войнах еще во времена иракской «Бури в пустыне» и югославских бомбардировок «Благородная наковальня».

Ну всегда же должно быть что-то новое, хотя удивить латышей трудно. Еще 10 лет назад над полигоном Адажи на сверхнизкой высоте летал стратосферный бомбардировщик В-12, носитель ядерного оружия, и Ригу объявили теоретически непобедимой.

Минобороны Латвии просит на один месяц всех автомобилистов уступать дорогу военной технике, не обращая также внимания на солдат с оружием в городах. Населению напоминают: это будут не настоящие городские бои, а тренинги с холостыми патронами, гранатами и снарядами. А потом – раз, и победа. Шампанское, короткий отдых усталых солдат. Ветераны учений смоют грязь латгальских болот и вонь гексагена, чтобы начать готовиться к следующим маневрам.

Завершение «Решительного воина» подобрано в очень удобный день. 12 ноября – сразу после Дня Лачплесиса и перед Днем независимости. А ведь в такие дни нельзя проиграть.

В бригаде «Север» уже около 3,5 тысячи солдат и офицеров под общим командованием армии Канады. Министр обороны Андрис Спрудс объявил, что в 2027 году эта бригада увеличится до 5 тысяч военнослужащих и еще более повысит эффективность Латвии как восточной арены западной военной демократии.

А что еще Спрудс может сказать? Что его министерство отправляет уволенных комбатантов из нордической бригады в части ВСУ и получает назад гробы с латвийскими гражданами? Что Национальные вооруженные силы Латвии и центр стратегических коммуникаций Пентагона и Госдепа США содержат в стране несколько центров по подготовке для заброски в Россию и Белоруссию русскоязычных диверсантов и террористов, преподают в которых украинские инструкторы? Назовет, сколько пилят на закрытых закупках вооружений и сколько заработают из военного бюджета €2,1 млрд в 2026 году?

Спрудс в теме, поэтому говорит он то, что нужно.

Латышей используют как лабораторных мышей еще с 2004 года, когда в ходе пятой волны расширения НАТО были поглощены семь постсоцстран, включая три бывшие советские республики Прибалтики.

Североатлантический альянс – это бизнес слияний и поглощений, где слабые экономики стран блока платят в текущий годовой бюджет $1,4 трлн. Эти 4,9% от латвийского ВВП – как абонентская плата без всяких гарантий вроде применения 5-й статьи Устава НАТО: серьезная война и ядерный мировой конфликт в пакет услуг не входят, сорри.

Есть все элементы корпоративного бизнеса, включая комплаенс возможностей, агрессивный маркетинг, пропаганду и смелые эксперименты – эксперимент с Украиной, милитаризация Германии и создание азиатского дублера НАТО AUKUS.

Главное, как и в любом бизнесе, – все это не выходит из низких рисков в долгосрочной перспективе развития, что устраивает всех. Финн Стубб, министр Спрудс и премьерка Силиня не способны защищать национальные интересы, они и есть базовые элементы НАТО.

Транснациональный проект с 1949 года не любит неожиданных проблем, лишних рисков и лузеров. Пока у Латвии есть ресурсы и потенциал выше украинского, ее будут использовать. Потом бросят.

После вступления страны в НАТО альянс провел на ее территории уже более 250 учений: только в начале октября закончились маневры «Намейс-2025», а уже вчера начался «Решительный воин».

Суммарные расходы бюджета республики в рамках альянса за 21 год превышают $27 млрд, что в полтора раза выше годового бюджета этой страны. Дефицит казны Латвии в этом году – ровно 2 миллиарда, которые местное правительство заняло на западных рынках на оборону. Силиня еще хочет брать в кредит €10,2, потому что президент Трамп и хороший парень Марк Рютте назвали рост военных расходов общим приоритетом.

Доходность НАТО ниже, чем у золота, но в прошлом году рост военных расходов составил 12%. В этом году – уже 15,9%, а латвийский бюджет за это расплатился почти нулевой рождаемостью, пособиями и медициной.

Латыши вообще давно уже стараются не думать, что 3,5 тысячи решительных воинов «Севера» равны картинке боевых потерь ВСУ за два дня. Думать о потерях некогда, есть ведь военные расходы и доходы.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Рекомендуем