Ядро в клетку: почему Трамп не сможет договориться с Северной Кореей

О том, в чем всем следует брать пример с Ким Чен Ына, – обозреватель «Абзаца» Андрей Перла.
Трамп – политик и бизнесмен, который очень любит одерживать победы и который стремится каждое свое публичное действие превращать не менее чем в триумф. Если триумфов в окружающей действительности не хватает, он их придумывает. Если реальность состоит из сплошных поражений, он объявляет их победами.
Вот и намедни Трамп сначала заявил, что за девять месяцев остановил уже семь войн (только не пытайтесь пересчитывать!). Потом заявил, что остановил восьмую войну, самую большую, и это грандиозный успех. Это было сказано про сектор Газа. Хотя там пока ничего и не остановлено. А если остановится по тому плану, который предлагает Трамп, то станет поражением главного союзника США, Государства Израиль.
Посмотрел американский президент вокруг – и подумал, что восьми остановленных войн, пожалуй, маловато будет. Да и брякнул: готов, мол, к переговорам с лидером Северной Кореи без предварительных условий! И тем снова привлек к себе огромное внимание всего мира.
Тут надо на секундочку остановиться, чтобы понять одну важную вещь. Трамп (как и большинство политиков Запада) делает свои заявления в расчете на то, что у аудитории очень короткая память. Она с трудом помнит, что кумир говорил вчера, и точно не помнит, что он заявлял пять лет назад. Поэтому время от времени можно повторяться.
Взять, к примеру, те же переговоры с Кимом. Трамп уже встречался с ним в свой первый президентский срок. Объявлял Кима славным парнем, а переговоры – суперуспешными. В реальности США тогда не добились от Северной Кореи ровным счетом ничего: никакого смягчения позиции, никакого отказа от ядерной программы. Триумф Трампа в Северной Корее был на 100% дутым.
Но избиратели и поклонники республиканца, журналисты ведущих мировых изданий ничего этого не помнят (если не верите, посмотрите сами, как пишут о заявлениях Трампа сегодня). Раз не помнят – карту можно разыграть заново.
О чем же он собирается говорить с лидером Северной Кореи? Насколько можно судить, в США подготовили предложения о частичном ядерном разоружении (или, возможно, о приостановке процесса накопления ядерных вооружений) Северной Кореи. В обмен на очень вкусную и давно никому в мире не достававшуюся дипломатическую плюшку: признание ядерного статуса государства, официальное место в «ядерном клубе».
С точки зрения КНДР, такое решение будет означать не только признание страны великой державой, но и гарантии безопасности от нападения со стороны западных государств: официальный статус ядерной державы – это щит.
С той же самой точки зрения это будет означать очень серьезные ограничения для северокорейской внешней политики: официальный ядерный статус, очевидно, предполагает возвращение страны в Договор о нераспространении ядерного оружия. В конкретном случае речь о том, чтобы не давать соответствующих технологий и образцов вооружения такому важному союзнику, как Иран.
Пойдет ли на подобное Ким Чен Ын – вопрос очень сложный и вряд ли имеющий однозначный ответ. Северная Корея – один из «чемпионов мира» по количеству и качеству наложенных «убийственных» западных санкций (наряду с Россией и тем же Ираном). Признание ядерного статуса означало бы снятие очень значительной части этих санкций, так что соблазн велик.
Но ограничение внешней политики – это очень опасно. Куда опаснее любых санкций. А ядерное оружие у Кима уже есть, оно не исчезнет. Так что куда более вероятно, что за заявлением Трампа действительно последует его встреча с Кимом – например, на полях саммита АТЭС в Южной Корее в конце октября – начале ноября 2025 года.
Однако никаких обязывающих КНДР договоров эта встреча не принесет, как не принесла и предыдущая. Северная Корея ставит свой суверенитет превыше любых материальных выгод. Как говорит сестра Ким Чен Ына Ким Ё Чжон, «никто не меняет судьбу на кукурузный пирог».
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.