Вещий фасон: в чем скрытый смысл военного парада в Пекине
О том, что сказали миру Путин и Си на параде в Пекине, – обозреватель «Абзаца» Андрей Перла.
Парад в Пекине в честь 80-летия окончания Второй мировой войны и победы Китая над японским милитаризмом стал событием мирового масштаба. За тем, как армия КНР идет по площади Тяньаньмэнь, наблюдал, без всякого преувеличения, весь мир. Парад показал, насколько Китай могуч и насколько готов к бою с любым противником в любой точке планеты: новые танки, новые БПЛА, новые межконтинентальные ракеты, все составляющие ядерной триады – все это послание миру.
Но главным событием стал не сам парад, а три высказывания. Три, как теперь модно говорить, нарратива, которые этот парад сопровождали. Каждый из этих нарративов без парада был бы невозможным, но каждый оказался важнее и парада, и парадных «коробок», и образцов вооружения.
Первый нарратив выдал на-гора лично председатель КНР Си Цзиньпин. Он вышел к своим гостям не в привычном элегантном и известном всему миру синем костюме с галстуком, а в сером полувоенном френче. В такой одежде привыкли видеть великого основателя современного Китая, создателя его компартии и первого председателя КНР Мао Цзэдуна.
Одевшись в этот френч, Си показал, что нынешний сверхиндустриальный, цифровой, ультрасовременный Китай в основе своей не изменился. Это все та же страна, которая в 40-е годы смогла подняться из глубочайшего упадка, объединиться против самого мощного в истории врага и войти в число победителей в мировой войне и в Совет Безопасности ООН, то есть стать великой державой первого ряда.
Си показал, что китайский капитализм – это средство, которым пользуется компартия. Правит страной и определяет путь в будущее именно она, а не капиталисты. Он показал это всему миру без единого лишнего слова или жеста.
Второй нарратив председатель КНР сформировал вместе с Владимиром Путиным. На параде и праздновании в Пекине присутствовали главы 26 государств. Однако все взоры были обращены только к трем из них.
По правую руку от хозяина торжества был самый почетный гость – президент России, только что подписавший вместе с Си «обязывающий меморандум» о строительстве газопровода «Сила Сибири».
По левую руку от Си шел на трибуну парада лидер Северной Кореи Ким Чен Ын. Кстати, после торжественного приема Ким и Путин отправились на личные переговоры в одной машине. Этот новый стиль работы нашего лидера все уже называют «лимузинной дипломатией», и с ее помощью уже устроены отношения и с США, и с Индией.
Тесный союз трех ядерных держав не новость, но такая демонстрация единства была предназначена «городу и миру». Изоляция России или Северной Кореи или давление на Китай со стороны Запада – это теперь не более чем утопия. Слишком могуч союз.
Именно поэтому на свет явился третий нарратив, созданный неутомимым мастером самопрезентации Дональдом Трампом. Трамп, который мог бы приехать в Пекин на правах союзника Китая и России во Второй мировой войне (и никто бы этому не удивился), предпочел из Вашингтона сказать странное: он, дескать, знает, что Россия, Китай и Северная Корея «плетут заговор» (именно так!) против США.
Заговор – это по определению нечто тайное. Никакой тайны в союзе, который был подтвержден в Пекине, нет. И в целях союза тоже нет никакой тайны: председатель Си в своей речи совершенно определенно говорил о том, что мир должен стать многополярным, что никакого единственного гегемона мы больше не потерпим и что при этом мы не хотим глобальной войны. А хотим, чтобы все развивались равноправно и мирно.
Именно это Трампу и не нравится, именно это и есть, с его точки зрения, «заговор», потому что «заговорщики» решили лишить его статуса «большого папочки». Точнее, оставляют ему этот статус лишь для Запада.
А Запад теперь уже гораздо слабее Востока.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.