Души вянут: что рискуют потерять современные школы за внешним лоском
Фото © АГН «Москва» / Мобильный репортер

О стенах, в которых вот-вот начнутся первые уроки, – обозреватель «Абзаца» Алина Ефремова-Герлиня.

Со стен кабинета смотрят портреты Пушкина, Чехова, Гоголя. Подоконник обильно заставлен горшками с цветами. На столе учителя – небольшой блестящий колокольчик. Мои воспоминания о школе, как и у многих, состоят из маленьких уютных деталей, которые превращали образовательное учреждение в настоящий дом. Но пожалуй, следующие поколения запомнят школу совсем иначе.

В этом я убедилась, побыв на экскурсии в одной из отремонтированных московских школ в Тверском районе. В этом году более 50 образовательных учреждений были модернизированы в рамках программы «Моя школа». Ожидается, что каждый год обновления будут затрагивать еще 100.

Проходя по длинным свежеокрашенным коридорам в модных пастельных тонах, я не испытывала ностальгии. Праздничному настроению перед Днем знаний не способствовали даже вылетающие из колонок строчки: «Крылатые качели летят, летят...»

Теперь школа – это не воспитательная организация, целостно формирующая личность, а скорее учреждение, предоставляющее спектр образовательных услуг своим маленьким клиентам. Бизнес-модель G2C – взаимодействие между государством и гражданином. Государственный дизайн копирует поликлинику или офис МФЦ. Это «здание-функция», и если не прочитать вывеску на фасаде, то не сразу поймешь, что очутился именно в школе.

Какие новинки ждут учеников? Больше не будет библиотек – их заменили модные медиатеки с шумоизоляционными кабинками для занятий. Книг совсем немного, основной акцент – на компьютерах. Во время урока дети больше не будут бегать за мелком в учительскую – в стены встроены едва заметные электронные доски. В коридорах – пуфики и диванчики, это так называемые зоны рекреации. Для каждого ученика поставили свой запираемый шкафчик. Есть зоны для коворкинга. Прости меня, читатель, за злоупотребление англицизмами, но, к сожалению, это официальные наименования.

Такие новшества московское правительство объясняет изменениями в восприятии информации молодым поколением. Минимализм же интерьеров призван помочь ученикам лучше фокусироваться на изучаемом предмете. Главные принципы – цифровизация, открытость, комфорт. Плакат с таблицей Менделеева из моего детства теперь воспринимался бы как визуальный шум.

Новые московские школы действительно соответствуют запросам нашего времени. Выражается это не только в интерьере, но и в составе кадров – учительский состав становится всё моложе, вместе с ними приходят и новые педагогические подходы. Раньше школа была чем-то монологовым: учитель вещал, дети чаще всего пересказывали услышанное или прочитанное. Теперь школа – это диалог, место для интерактивного взаимодействия двух равных (да, именно так!) участников образовательного процесса.

А раз так, то меняются и форматы обучения. Преподавать надо так, чтобы... развлекать. На Западе для такого явления давно уже придумали термин – эдютейнтмент. Сложные материалы упрощают и подают их в развлекательном виде. Для развлечения, а заодно и увлечения детей в московских школах есть все: микроскопы, мини-теплицы, небольшие кунсткамеры, наборы для сборки роботов, 3D-принтеры, поля для соревнований роботов и новые станки.

Искренне хочется верить, что этот инвентарь не останется лежать нераспакованным в коробках из страха администрации его повредить или сломать, а найдет свое ежедневное применение.

Главная цель подобных гаджетов – привить интерес детей к науке, технологиям, инженерному делу. Возможно, со временем появится больше «технарей», по которым сильно изголодался рынок труда. Больно хочется увидеть среди молодых людей долгожданный тренд на исследования и научные разработки. Новая школа дает для этого все возможности.

Вообще же, школа – это первое осознанное соприкосновение человека с государством. Поэтому она не может и не должна ограничиваться скупой передачей знаний. Ее задачи уходят вглубь формирования человеческой личности, это не просто новенькие стены.

Школа – это прежде всего учителя. Педагог, который учит любить Россию и свой предмет, дороже всех модных технологий, вместе взятых. И наоборот, робот без вовлеченного учителя остается мимолетным развлечением на пару часов. Именно учителя привносят в школьные стены свой дух, осмысленность образовательного процесса и ощущение дома, которое выросшие дети будут вспоминать всю жизнь.

На экскурсии по новой школе мне очень не хватило «души». Есть опасения, что школа станет сугубо утилитарным пространством. Но суждено ли этому сбыться – зависит прежде всего от учителей. Будем надеяться, что с началом учебного года они наполнят эти стены тем, чего сейчас там так не хватает.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Рекомендуем