Душой и делом: какая опасность ждет Россию при улучшении отношений с Западом
Фото © Сергей Лантюхов / Абзац

О необходимости быть острожными – обозреватель «Абзаца» Дмитрий Попов.

Дело, очевидно, идет к замирению. К замирению сначала на Украине, а затем и в целом с Западом. Хорошо же. Перефразируя нетленку Дмитрия Медведева «свобода лучше, чем несвобода»: мир лучше, чем война. Дружба лучше, чем вражда. Вот только один аспект «мира, дружбы и жвачки» очень для нас опасен. Осторожную надежду внушает тот факт, что о нем заговорило высшее руководство страны.

У нас очень высокая сопротивляемость силовому давлению, мы и правда хороши в противостоянии. СССР разгромил фашистскую Германию, на которую работала вся промышленная мощь порабощенной ею Европы. В противовес НАТО у нас был Варшавский договор. Советский Союз спонсировал антиимпериалистические режимы по всему миру, создавая проблемы геополитическим противникам.

Современная Россия тоже уже доказала, что в военном отношении с ней лучше не связываться. Еще недавно расхожая фраза о нанесении нам «стратегического поражения на поле боя» исчезла из лексикона западных политиков. А ведь на Украину работает сейчас западный ВПК.

Однако самая страшная геополитическая катастрофа – распад СССР – все же произошла. И не из-за силового давления Запада. Немаловажную роль сыграли те самые «мир, дружба, жвачка», «добрые сигналы» – мол, мы не враги, давайте жить дружно.

На них купился Горбачев со своим «новым мЫшлением». На них купились пришедшие затем к власти «младореформаторы»: дескать, они же там, на Западе, нам добра желают, хотят, чтобы мы тоже равноправно вошли в семью цивилизованных народов. Тогда же и родилась фраза, обернувшаяся кошмаром для отечественной промышленности: зачем нам свое, все там купим.

СВО высветила проблему как нельзя лучше. После введения санкций «неожиданно» оказалось, что своего-то – кот наплакал. Что бодрые доклады, стремящиеся ввысь графики и модные видеопрезентации об импортозамещении и росте всего, что только может расти, – по большей части филькина грамота. А продавать что-либо отечественному бизнесу, чтобы он мог переклеивать шильдики, отчитываясь наверх об успехах, Запад больше не хочет.

Надо отдать должное нашим властям – государство не стало охать и ахать, а реально впряглось в проблему. И промышленность, технологический суверенитет стали возрождаться.

Небольшой пример. В первых числах августа премьер Мишустин встречался с главой «Ростеха» Чемезовым. Тот доложил, что серийное производство МС-21, Ил-114 (казалось, что проект уже похоронен) и «Суперджет 100» (наконец-то полностью отечественный) планируется начать до конца 2026 года. Будем надеяться. Потому что еще недавно выпуск отечественных самолетов, без которых стране не обойтись, постоянно «сдвигался вправо».

Но кое-что в диалоге Мишустина и Чемезова меня зацепило. Глава «Ростеха» сказал, что ни одна страна в мире не выпускает самолеты полностью самостоятельно. Премьер напомнил: «Одна такая страна была – Советский Союз». И Чемезов ответил: «Вынуждены вернуться к такой же практике». Вот это «вынуждены» и зацепило. Потому что так хотелось услышать что-то вроде «мы полностью осознали, что это абсолютно верная практика и впредь будем ей следовать».

Сейчас, когда дело идет к замирению, вновь раздаются «добрые сигналы». Тот же Трамп пару раз проговорился, что может снять санкции с российской авиационной отрасли. И что тогда? Здравствуйте «Боинги», прощайте МС-21, «Тушки» и «Илы»? Бизнесу, авиакомпаниям это выгоднее и проще, а значит, биться за закупку импортных самолетов они будут до крови.

Давайте попробуем найти отрасль, где не так.

Поманить нашего капиталиста возможностью опять «купить все там» – это как поманить алкоголика, лишенного в силу обстоятельств выпивки, рюмкой водки. Тем более что капитал не имеет отечества.

«Добрым сигналам» мы плохо сопротивляемся. А заканчивается такая «дружба», как показывает история, весьма печально. Благо это понимают руководители государства. Лавров в интервью после саммита на Аляске заявил, что вопрос санкций не обсуждался. А главное, добавил:

«У нас не только многие эксперты, но и политики и официальные лица не раз говорили о том, что отмена санкций может сыграть негативную роль. Потому что это опять может вселить в некоторые сферы нашей экономики иллюзию о том, что теперь мы преодолеем все проблемы, вернувшись к схемам, которые разрабатывались и внедрялись в 1990-е годы и в начале 2000-х годов».

Теперь бы еще от слов к делу перейти.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Рекомендуем