Авто на стоп: почему волонтеры ищут машины для фронта при затоваренных складах
Фото © Михаил Терещенко / ТАСС

О чьем-то большом недосмотре – обозреватель «Абзаца» Дмитрий Попов.

Все уже привыкли, что, как только мы ссоримся по какому-нибудь вопросу с Турцией, например, или Азербайджаном, сразу же в помидорах из этих стран обнаруживается злобная вредоносная мушка и поставки прекращаются.

Но тут случилось странное – Росстандарт остановил продажу в нашей стране китайских грузовиков аж четырех марок. Плохие оказались. А ведь с Китаем вроде не ссорились, наоборот, дружба крепнет...

Может, эти китайские грузовики и правда не очень: шумные, в кабине, говорят, пластиком воняет. Но так совпало, что их запрет и объявление КамАЗом и ГАЗом о переходе на четырехдневный режим работы произошли практически одновременно. Чуть раньше о четырехдневке объявил АвтоВАЗ, а потом и вовсе предупредил, что сократит зарплаты рабочим.

Почему? Спроса, говорят, на продукцию нет, склады затоварены.

Наше государство поддерживает отечественный автопром десятилетиями и изо всех сил. В ассоциации «Российские автомобильные дилеры» подсчитали, что 65% цены на импортные автомобили сейчас составляют пошлины, сборы и маржа продавцов.

Логика поддержки простая: если собрать автомобиль в России, он же дешевле выйдет. Да?

Нет. Почему-то собранный в России устаревший китайский внедорожник, с отечественным, конечно, шильдиком, продается по той же цене, что и привезенный из Китая автомобиль новой модели. Ну и кто в таком случае будет брать «отечественное»?

Цена не конкурентна по довольно банальной, но в некотором смысле «мировоззренческой» причине. Можно, конечно, ссылаться на заоблачную ставку ЦБ, но это в моменте. А раньше как было, что вы делали?

Доморощенные капиталисты никак не отойдут от вбитой 90-ми годами привычки «быстрых и больших денег». Мол, здесь и сейчас надо хапнуть, а в развитие вкладываться – это для наивных энтузиастов, неизвестно ведь, что дальше будет. И если ты в совете директоров промышленного гиганта, ты должен прямо сейчас стать миллиардером, вне зависимости от того, что там происходит с производственной базой.

Плюс – их разбаловала та самая помощь государства. Тот самый принцип «расходы – государственные, доходы – частные». Не дает государство совсем уж утонуть – стратегическое же направление, наш любимый автопром. Сейчас вот даже друзей-китайцев слегка «придавили» с поставками. Пока – с поставками грузовиков, а дальше, раз АвтоВАЗ на паузе, глядишь, и до легковушек дело дойдет.

И вот таким нехитрым образом можно будет увеличить продажи и разгрести затоваренные склады. К радости хозяев автопрома.

Есть только один нюанс. Все это было бы терпимо (да и терпелось, чего говорить) в мирное, жирное и благодушное время. А у нас – СВО.

И получается чудовищный парадокс. С одной стороны – затоваренные машинами склады и якобы отсутствие спроса. С другой – откроешь любой, даже официальный, государственный фактически, сайт со сборами на нужды фронта, а там почти в каждом объявленном сборе пишут о необходимости приобретения автомобилей для бойцов.

Где-то явный прокол в управлении – не выстраивается почему-то логичная цепочка поставок и заказов на необходимые авто. «Нивы» и «Ларгусы», например, крайне нужны в зоне СВО. Машины пылятся на складах, волонтеры ищут на них деньги. А федеральные профильные ведомства то ли не могут, то ли не хотят договариваться. Бюрократия на четвертый год боевых действий все еще отчаянно давит на тормоз. Печально это, конечно.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Рекомендуем