Архипелаг – в кулак: зачем США покусились на важные для России Командорские острова
Фото © Wikipedia / SuricataJ

О бесценности каждой пяди русской земли – обозреватель «Абзаца» Андрей Перла.

«Скрепленный сталью и свинцом, закон Сибири скор: не смейте котиков стрелять у русских Командор!» – так начинается страшная и прекрасная «Баллада о трех котиколовах» Редьярда Киплинга. В наше время ее почти никто не читает ни на русском, ни на английском. И очень зря, потому что из этой поэмы с первых же строк ясно главное: Командорские острова принадлежат России и она своего не отдаст. Точка.

Англосаксы сегодня, конечно, далеко не такие грамотные, как в начале XX века, да к тому же после 1991 года они очень привыкли к безнаказанности. Киплинга они не читали, а мысль о том, что у России можно что-нибудь украсть, а если не получится, то задешево купить, кажется им очень привлекательной.

И вот на арене цирка – американец Джеффри Фриц со своим коронным номером: «Предложение заключается в том, чтобы Соединенные Штаты добились мирного и прагматичного приобретения Командорских островов у Российской Федерации за $15 миллиардов».

Не станем спрашивать, почему за 15 миллиардов, а не больше или меньше. Россия не должна и не может продавать ни пяди своей земли – ни за миллиарды, ни за триллионы.

Не только потому, что купленное немедленно будет использовано против нее самой и ее союзников. Тот же подполковник Фриц прямо пишет: Командоры нужны, чтобы разместить там военные объекты, которые будут отслеживать подводные лодки – китайские и российские.

Не только потому, что земли, которые сегодня кажутся не такими уж ценными (численность населения Командор – всего 624 человека, и жизнь там далеко не сахар), когда-то в будущем могут оказаться буквально золотым дном. Тут далеко за примером ходить не надо: в XIX веке Россия отказалась от Аляски за $7 миллионов золотом (сделка тогда казалась выгодной, а содержание далекой земли с поселениями – нет). Но прошло совсем не так много времени, и на Аляске вспыхнула золотая лихорадка, за время которой добыли примерно тысячу тонн золота – то есть около $20 миллиардов.

С Командорскими островами наоборот: во времена Киплинга браконьеры ходили туда из японской Иокогамы котиков бить, и это было круче всякой золотой лихорадки. В наше время на островах работают 10 инспекторов на три миллиона гектаров (площадь не самой маленькой европейской страны) территории, и больше Россия туда не отправит – ни нужды такой нет, ни денег на это. Но кто знает, что будет завтра?

Да что бы ни было, чужой земли мы не хотим ни пяди, но и своей вершка не отдадим. Сама постановка вопроса о том, не продаст ли Россия часть своей территории, пусть самую далекую и малоизвестную, должна быть абсолютно невозможной. Оскорбительной.

К тому же рассуждения на такую тему просто опасны. Потому что если существует хотя бы теоретическая возможность уступить те же Командоры, то появляется возможность оспаривать и принадлежность Курил. А там, глядишь, пытливая западная мысль из Азии перекинется в Европу...

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Рекомендуем