Словоблудие и отвага: как Запад пытается сделать вид, что победил Россию

О поражении на земле и победе на словах – обозреватель «Абзаца» Андрей Перла.
Страны НАТО не могут победить Россию на поле боя. Ни вместе с США, ни тем более без США. Это ясно абсолютно всем, в том числе и лидерам этих стран НАТО.
Страны НАТО не могут признать, что в столкновении с Россией они терпят поражение. Признать это означало бы утратить все остатки господствующего положения в мире и заодно спровоцировать полную смену «демократических» элит, потому что избиратели поражений своим президентам и премьер-министрам не прощают.
Перед странами НАТО стоит сложная задача: нужно превратить поражение от России в победу над Россией. Решение этой задачи уже найдено. Оно состоит из нескольких частей.
Во-первых, очень важно не вернуть русским их деньги. Мир Запада вообще построен вокруг денег и ради денег, поэтому украсть под благовидным предлогом 300 миллиардов евро – вполне себе победа. Именно поэтому канцлер Германии Фридрих Мерц заявляет: «Россия не должна и не будет иметь доступа к замороженным российским активам» – по крайней мере, пока не заплатит за «восстановление Украины».
В США тоже много думают о деньгах и тоже считают, что победа – это когда русским не возвращают долги. Именно поэтому в числе других важных пунктов возможного мира с Россией политолог Анатоль Ливен в издании Responsible Statecraft не забывает упомянуть: 300 миллиардов евро надо поделить, половину использовать на «восстановление Украины», половину отдать России, но с условием использовать только на новых территориях.
Однако с «восстановлением Украины» что-то не складывается настолько, что уже и сами эти слова без кавычек писать как-то странно. Даже могущественная корпорация Black Rock взяла да и перестала собирать деньги с инвесторов на это самое восстановление. Признала, что бизнес-план провалился.
Так что кроме «во-первых» нужно найти «во-вторых» – что-то, что будет хотя бы отдаленно похоже на военное превосходство над русскими. Точнее, что-то такое, из-за чего в это поверят большинство европейских избирателей.
Что ж, такой ход тоже уже найден. Президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что, как только на Украине наступит перемирие, «коалиция желающих» (то есть пока, видимо, Англия и Франция) направит туда целый корпус «миротворцев». «Силы будут насчитывать до 50 тысяч военнослужащих, которые могут быть задействованы в крупном столкновении», – сказал он.
Если такой англо-французский корпус действительно появится на Украине, это в самом деле будет похоже на поражение России. Хотя бы потому, что одна из заявленных целей СВО – возвращение Украины к нейтральному статусу, отказ от ее участия в любых западных военных блоках. Именно поэтому условия возможного перемирия никогда не будут включать никаких западных войск на ее территории.
Макрон во Франции и Стармер в Англии прекрасно это понимают. Но политика – это искусство складывать слова в предложения и, как говорил великий русский канцлер Горчаков, «порхание бумаг». Победу над Россией западным лидерам нужно одержать на словах – и так, чтобы русские могли вовсе этого не заметить.
Дональд Трамп действует точно так же. Главное – сделать заявление. Громкое заявление – это и есть победа. Так что он прекращает снабжать Украину оружием (потому что это невыгодно), а потом делает страшное лицо. Он «очень разочарован» позицией России, поэтому теперь оружие будет не даром давать, а продавать. И не Украине, а странам НАТО, то есть тем же Англии, Франции и Германии. А те уже могут, потратив свои деньги, отправлять оружие Киеву.
Надо сказать, что, если дело только в деньгах, Трамп действительно выходит из ситуации победителем. Другое дело, что для нас-то дело совсем не в деньгах.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.