Партийный балет: сможет ли Илон Маск создать новую политическую силу в Америке

О фантазерстве (или визионерстве?) – обозреватель «Абзаца» Игорь Пшеничников.
Илон Маск, самый богатый человек в мире и крупнейший политический спонсор в США, заявил, что создаст новую политическую силу – партию «Америка». Делать это он собрался потому, что возмущен принятым масштабным «красивым законом» Трампа, который якобы значительно увеличит и без того гигантский дефицит бюджета и доведет Америку до банкротства.
То есть пока вся история с созданием партии выглядит как обида Маска и следствие конфронтации с президентом, который отказал в государственном субсидировании ненужных и фантасмагорических, по мнению Трампа, проектов.
Масштабная затея с новой партией станет проверкой влияния миллиардера на американскую политику, которое он приобрел, будучи в команде Трампа. Но главное здесь в другом: а сможет ли Маск реально разрушить устоявшуюся десятилетиями двухпартийную систему?
С одной стороны, он обладает колоссальным денежным ресурсом, чтобы создать любую новую общенациональную политическую организацию. Но одобрит ли американское «глубинное государство» такие радикальные перемены? Вот это сомнительно.
А кроме того, значительная часть населения США по-прежнему поддерживает Трампа. Именно «одноэтажная Америка» привела его к власти и пока не демонстрирует признаков резкого недовольства.
Трампу надо сделать что-то по-настоящему вредное для американцев, чтобы они отказались голосовать за него или его преемника. И потому непонятно, откуда Маск собирается взять электоральную базу, которая позволила бы ему избраться президентом на будущих выборах.
Единственной опорой предпринимателя служит тезис о том, что при сохраняющемся статус-кво Соединенные Штаты могут реально обанкротиться. Но тогда рухнут не только США, но и вся мировая финансовая система. А это случится лишь тогда, когда доллар перестанет быть международным средством взаиморасчетов и средством накопления богатства для всего мира. Сейчас же почти 60% мировых резервов хранится в американской национальной валюте.
То есть Маск окажется правым тогда, когда США не смогут рулить мировыми финансовыми потоками, не смогут бесконтрольно печатать свои деньги, поддерживая иллюзию их ценности, как они это делают сейчас, и не смогут регулярно поднимать планку госдолга. Но тогда пропадет сам стержень, который держит Соединенные Штаты как государство-гегемон.
Особое значение в этом смысле имеет публичная часть госдолга США. Как известно, она представляет собой казначейские ценные бумаги, которые являются одними из самых популярных бумаг у инвесторов во всем мире. Но если США объявят себя банкротом, не способным платить по долгам (что называется дефолтом), то доллар и американские ценные бумаги потеряют доверие инвесторов. А это приведет к обвалу всех мировых фондовых рынков.
Дефолт в США приведет к кризису по всей планете, падению цен на сырье, к удорожанию кредитов и, соответственно, к ступору мировой экономики. К мировому коллапсу. Это не выгодно никому.
И потому – вот парадокс! – все только рады тому, что США продолжают жировать в долг, за счет других стран, и что Федеральная резервная система снова и снова включает печатный станок, который выдает нужное количество зеленых фантиков под названием «доллары», которыми гасятся американские долговые обязательства.
Маск, конечно, может создать свою партию. Но его весь мир задушит раньше, чем он попытается изменить порядок вещей в США.
Конечно, дефолт в Штатах возможен, но только при каких-то совершенно неожиданных сегодня обстоятельствах (которые называются в экономике «черным лебедем») или в случае, если весь мир одновременно сойдет с ума и захочет прыгнуть в омут финансового коллапса. Но дело в том, что сам радикализм Маска видится опасным и именно он может стать тем самым «черным лебедем». Поэтому идея создания партии «Америка» именно в данный момент кажется пустышкой.
Впрочем, нельзя исключать, что Маск на самом деле визионер. Банкротство Америки возможно с введением в действие в глобальном масштабе некой альтернативной и реально работающей системы торговых расчетов и накопления.
Но где она, эта система? Ее пытается запустить БРИКС, но эти попытки настолько осторожны, что невооруженным глазом даже не видны. Весь мир пока предпочитает не рисковать.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.