В сухом загоне: как антиалкогольная кампания развалила Советский Союз

К 40-летию принятия Советом министров СССР постановления «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» – обозреватель «Абзаца» Владимир Тихомиров.
Пожалуй, за всю историю перестройки трудно найти что-либо более маразматическое и вредительское, чем антиалкогольная кампания 1985 года. И это притом, что у советских функционеров был накоплен огромный опыт по части борьбы с зеленым змием: чуть ли не каждую пятилетку в СССР объявлялась очередная кампания борьбы за трезвость и против самогоноварения, больше напоминавшая ритуальное мероприятие для галочки.
Оно и понятно: власти всегда понимали, что введение сухого закона чревато не только потерей существенной части доходов в бюджет, но и настоящим социальным взрывом с далеко идущими последствиями.
И конечно, ни один здравомыслящий советский функционер не мог себе и в страшном сне представить тех методов, при помощи которых в общество вбивался лозунг: «Трезвость – норма жизни».
Про вырубленные драгоценные виноградники все и так помнят. Я же хочу напомнить про «культуру отмены», которая процветала в Советском Союзе под трескотню о гласности и демократизации.
Именно тогда были запрещены кинокомедии «Осенний марафон», «Бриллиантовая рука» и «Самогонщики» – за пропаганду пьянства и алкоголизма. А из фильма «Судьба человека» вырезали знаменитую сцену, где главный герой назло гестаповцу пьет стаканами водку – дескать, после первой не закусываю.
Помню, как из нашего студенческого концерта, посвященного Дню Победы, в самый последний момент изъяли номер с «Песней военных корреспондентов» на стихи Симонова. Чуткое ухо комсорга уловило крамольные слова: «Так давай по маленькой нальем. / Выпьем за писавших, / Выпьем за снимавших...»
Еще хочу напомнить про образцово-показательные комсомольские «свадьбы трезвости» – с бутылками «Буратино» и «Дюшеса» на столах и кислыми лицами молодоженов и гостей, вынужденных терпеливо ждать своей очереди в подсобку столовой, где наливали самогон.
Уверен: именно антиалкогольная кампания стала главной причиной краха СССР. Не только упертые диссиденты (коих тогда можно было по пальцам пересчитать), но и все лояльные граждане убедились в неспособности советской системы к ремонту и модернизации.
Более того, тотальное лицемерие, демонстрируемое партийными и комсомольскими трезвенниками, показало, что и бояться советской системы уже не стоит. Можно спокойно воровать, строить мутные схемы с уводом активов экономики в тень, организовывать из прикормленных нациков «народные фронты» для расправы с политическими конкурентами. То есть делать все что угодно, лишь бы при этом говорить правильные слова про перестройку и новое мышление.
Стоит ли удивляться, что после этого от говоруна Горбачева с его бессмысленной партией постарались избавиться при первой удобной возможности?
А ведь все могло сложиться совсем иначе.
Начнем с того, что для масштабной антиалкогольной кампании в СССР не было никаких реальных предпосылок. В начале 80-х годов в СССР уровень потребления алкоголя составил 10,5 литра спирта на человека в год (с учетом самогоноварения реальные цифры были несколько больше, но в политбюро оперировали данными официальной статистики).
По современным меркам это в пределах нормы. Для сравнения: именно такой показатель потребления алкоголя в стране был зафиксирован в 2018 году. Сегодня он снизился до девяти литров спирта, причем без всяких репрессивных кампаний.
По данным ВОЗ, Россия в рейтинге пьющих стран занимает 29-е место – между Португалией и Бельгией. Возглавляет этот список Румыния, где каждый житель страны, включая старцев и грудных детей, употребляет более 17 литров спирта в год. Далее идут Грузия, Чехия, Прибалтика – словом, все чистопородные «европейцы», привыкшие морщить лицо от «вечно пьяной русни».
И вот вам парадокс. Получается, еще совсем недавно в России пили не меньше, чем в Советском Союзе, но пьянство как таковое исчезло из публичного пространства.
Я сам вырос в «пьяном дворе» у винно-водочного магазина и прекрасно помню обычай «соображать на троих», благодаря которому наша детская площадка в любое время года была занята телами в состоянии полного анабиоза. Для молодежи поясню: в то время было обычным делом искать случайную компанию из трех собутыльников, готовых скинуться по рублю на приобретение бутылки водки, стоившей 3 рубля.
Сейчас алкомаркетов стало больше, а пьяных тел во дворах не видно.
Фокус прост: изменилась структура потребления алкоголя. Вместо водки и дешевого плодово-ягодного вина типа «бормотухи» появилось пиво (страшный дефицит в то время) и хорошие вина. Изменилась и культура потребления спиртного, а заодно отношение к пьянству – проще говоря, пить до отключки стало немодно.
Но главное – пришло понимание, что сложные социальные болезни нельзя лечить кампанейщиной и отменой фильмов. Жаль только, что за это понимание пришлось заплатить такую цену.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.