Им – понимание: в чём особенность проходящего в Курске фестиваля «Кино на службе Отечеству»
Фото © kursk.ru

Своими впечатлениями делится обозреватель «Абзаца» Александр Пелевин.

Уже четвёртый день в Курске проходит передвижной фестиваль Олеси Шигиной «Кино на службе Отечеству», созданный при поддержке президента России Владимира Путина. Фильмы сняты в основном на СВО и про СВО: о бойцах, о мирных жителях, о героизме обычных людей.

Фестиваль прогремел уже по всем регионам России и наконец добрался до Курской области, к которой сейчас приковано внимание всей страны.

Поэтому помимо работы на мероприятиях было интересно посмотреть, как живёт Курск в эти дни, как проходит его культурная жизнь, как к происходящему относится молодёжь, для которой в первую очередь и показывается всё это кино.

Первое ощущение от визита в Курск – сумбурное, личное и субъективное. Почему-то здесь просыпаются воспоминания о городе Донецке до СВО.

Это трудно объяснить, если ты там не бывал: одновременно и ощущение некоторой опасности, но не прямо здесь, а где-то там, на горизонте, и вместе с этим удивительное чувство точки сборки для своих людей, даже с большой буквы – Своих.

Вечером в лобби-баре отеля собираются волонтёры и военкоры. Можно встретить знакомых из Донецка и Луганска. Припаркованы волонтёрские тачки с купольными РЭБ на крышах. На диване могут сидеть уставшие парни в камуфляже и с автоматами.

Город – как база, где собираются уставшие свои либо отдохнуть и набраться сил после выезда, либо решить какие-то свои вопросы и подготовиться к следующему путешествию.

Где-то далеко мчится в Суджу военкор Анна Долгарева, пересечься с ней не успели.

Но встречаемся с курским драматургом Александром Демченко, автором одной из первых в России пьес про СВО – «Как я остался человеком».

«Какие-то донецкие вайбы», – думаю я в первый же вечер. Это очень субъективно и не факт, что на сто процентов отражает реальность, но как есть.

Те же самые лёгкие вайбы Донецка – в заклеенных накрест окнах, в заложенных мешками входах, в надписях «Убежище» возле школ и университетов.

Слава богу, городу не пришлось пережить то, что пережил Донецк.

Несколько раз в день ревёт сирена ракетной опасности, но в целом, по разговорам местных, здесь стало намного безопаснее, чем в первые месяцы после вторжения ВСУ. Давно нет прилётов и жертв. Однако город уже ощутил злое дыхание войны – и оно ещё не скоро отсюда выветрится.

Одно из первых выступлений прошло в стенах Курского государственного университета. И здесь ждало второе важное открытие о Курской области и её жителях: потрясающая, умная, отзывчивая, понимающая молодёжь.

Студенты и школьники – обычно самая сложная аудитория. И либералы могут попасться, и безразличные взгляды, и иногда равнодушные смешки.

Молодёжь ненавидит фальшь и враньё, ненавидит душные канцеляризмы и мероприятия «для галочки». Нельзя просто прийти к молодым и сказать: «Любить Родину – хорошо, а не любить – плохо, понятненько?»

И я привык выступать перед московскими и питерскими студентами в своеобразном стиле: сначала закинуть какую-нибудь хитрую удочку, смягчить жёсткую правду иронией и сарказмом, поддеть лёгкой провокацией.

А здесь всё оказалось иначе – и ничего этого не потребовалось.

Здесь молодёжи не надо объяснять, что происходит. Она в этом живёт.

Война прошла совсем рядом. Все всё понимают. Такие же понимающие, живые, ясные глаза я видел у юных ребят из Донецка и Мариуполя.

Уверен, с такой молодёжью у Курской области огромное будущее.

50 восьмиклассников в кинотеатре смотрят фильм петербуржца Константина Александрова в полной тишине, а потом ещё долго не отпускают с вопросами.

Им – понимание: в чём особенность проходящего в Курске фестиваля «Кино на службе Отечеству»
Фото © Александр Пелевин / Абзац / Полный зал молодёжи на фестивале «Кино на службе Отечеству» в Курске

Студенты Курского государственного университета после моего выступления подходили, фотографировались, просили ссылку на Telegram-канал.

И всё это даже несмотря на постоянное противодействие тёмных сил, превращающее многие показы в настоящее приключение.

Ученикам Колледжа коммерции, технологий и сервиса пришлось два часа ждать, пока мы решим технические проблемы и перекачаем фильм на ноутбук. Но никто не ушёл. Встретили тепло и с аплодисментами. Внимательно смотрели и задавали вопросы.

К сожалению, такую картину очень трудно представить в Петербурге.

С другой стороны, Петербурга и не коснулась своим дыханием эта война.

Здесь возникают сложные вопросы, на которые нет ответа.

Неужели для того, чтобы молодой зритель начал что-то понимать, надо, чтобы рядом прокатилась война?

И неужели для того, чтобы избавить сознание от либеральных вывертов, надо обязательно подышать войной?

Но ведь этого никому не пожелаешь – ни в меньшей степени, ни в полной мере.

Сложные вопросы становятся проще, когда общаешься с волонтёрами.

С миловидной девушкой, которая за завтраком с тобой непринуждённо рассказывает, как вытаскивала трёхсотого бойца из лесополосы на своих плечах.

С военкором, который ещё вчера помогал вывозить мирных жителей из Суджи.

С мамой шестерых детей Татьяной Алиходжиной, которая, потеряв мужа на войне, каждый месяц катается на фронт, она, кстати, стала персонажем документального фильма «Сёстры».

И дыхание войны обязательно выветрится из Курской области, но останутся люди, которым теперь всё по плечу, неважно, из Курска, из Донецка, из Мариуполя, из Петербурга или из Якутска они.

Стараемся объединять искусством всех своих, живых и настоящих. Надеюсь, получается.

Низкий поклон жителям Курской области и огромная благодарность.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем