Держит нос по недрам: почему Трамп готов от многого отказаться ради редкоземельных металлов
Фото © Александр Демьянчук / ТАСС

О главном ресурсе XXI века – обозреватель «Абзаца» Андрей Перла.

Дональд Трамп предлагает Украине соглашение, которое должно гарантировать США сверхприбыль. Последняя версия такова: Киев уступит половину доходов от продажи всех своих природных ресурсов (редкоземельных металлов, титана, нефти, газа, угля и всего прочего) в специальный фонд, где Штаты будут иметь максимальное финансовое участие.

Соглашение, говоря откровенно, выглядит так: отдайте нам всё, что у вас есть, а вам за это ничего не будет. Не будет, например, гарантий безопасности – если Украина надумает снова воевать с Россией, Штаты тут же умоют руки.

Между тем поздно вечером 24 февраля Владимир Путин заметил, что Россия была бы готова предложить США возможность совместной работы в области редкоземельных металлов, в том числе в новых регионах.

Понятно, что если Москва и будет разрабатывать полезные ископаемые совместно с Вашингтоном, то на выгодных для себя условиях.

Многим непонятно другое: что такого в этих редкоземельных, что ради них президент США радикально меняет внешнюю политику своей страны, фактически отказывается от союза с другими членами НАТО, в ООН вместе с Израилем голосует за Россию, форсирует мирные переговоры и явно сливает того же Зеленского?

Неужели так припёрло, что деваться некуда? Да, этот ларчик просто открывается – всё так и есть. Любой ценой нужны эти металлы президенту США.

Редкоземельных ископаемых в таблице Менделеева всего 17. Самыми ценными для современной промышленности считаются неодим, празеодим, тербий и диспрозий, потому что они используются как мощные микромагниты и без них не получается современная электроника. Ни смартфоны, включая те, что с яблоком на крышке, ни электромобили, ни... Да ничего не получается.

А США между тем вступили в финальную стадию глобального соревнования с Китаем – всемирной фабрикой всего на свете, в том числе (а может быть, в первую очередь) компьютеров, смартфонов и электромобилей. Не имея собственной элементной базы, причём сравнительно дешёвой, американцы не то что победить в этом соревновании не могут, они не могут в это соревнование даже вступить.

Нет, конечно, Украина – далеко не единственное место на земле, где можно разрабатывать редкоземы. Но если сделать добычу и переработку руд там сравнительно дешёвой, то...

То тогда обретает смысл, например, недавний запрет на экспорт из США чипов для искусственного интеллекта. Он сейчас касается и России, но это не главное. Важно, что касается он и Китая.

Так вот, этот запрет не будет иметь никакого смысла, если у Штатов не окажется в достатке ценного сырья. Без сырья технологии производства, во-первых, не так уж полезны, а во-вторых, за импорт платить придётся теми же технологиями, и гонка с Китаем опять будет проиграна, так и не начавшись.

А что же Россия? А Россия, как сообщает Минприроды, располагает запасами примерно в 658 миллионов тонн 29 видов редких металлов. Россия – это мировая кладовая полезных ископаемых. Мы кое-где и кое в чём отстаём технологически, но без нас развитие цифровых технологий и пресловутая гонка в принципе невозможна.

С этой точки зрения поворот Трампа к переговорам и сотрудничеству с Россией совсем не кажется внезапным и необъяснимым. Всё правильно: либо кооперация с русскими, либо потеря места в тройке лидеров человечества.

Да, такова цена вопроса. Один из депутатов Верховной рады, лютый наш вражина, намедни с тоской написал: мы-де наблюдаем становление «глобальной американо-российско-китайской конструкции политического доминирования».

Правду написал. Именно это мы сейчас и наблюдаем, в этом и участвуем. Делим и продаём главные ресурсы наступившего XXI века.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем