Литий и он: что значат слова Трампа про редкоземельные металлы на Украине
О смысле заявления американского лидера – обозреватель «Абзаца» Андрей Перла.
Трамп продолжает жечь глаголом сердца граждан планеты Земля. Он воистину удивительный политик, во всём мире таких совсем мало, а на современном Западе, наверное, и вовсе почти не осталось: он почти всё время говорит правду. Или, может быть, не говорит, а проговаривается, не успевает замолчать в пылу риторической атаки.
Вот и намедни тоже – возьми да и объясни потрясённому человечеству, почему США участвуют в войне против России на Украине. Человечество-то, наслушавшись западной пропаганды, привыкло к речам про борьбу с «беспощадным русским агрессором», про «защиту демократии и прав человека».
А Дональд возьми да и скажи правду-матку: всё дело, мол, в полезных ископаемых, особенно в литии. Так и сказал: Украина должна обменивать американскую помощь на редкоземельные элементы.
Теперь всякий разумный человек, где бы они ни жил, необязательно в России, понимает: США воюют против нас не ради высоких принципов, а ради самых низменных материальных интересов. Поставки лития! Вот это повод для войны...
Правда, с этими гипотетическими поставками не всё так просто. Конечно, природные запасы на Украине довольно велики. Forbes оценивает стоимость залежей полезных ископаемых, в частности редкоземельным металлов, в $15 трлн. Вся помощь США Киеву, как мы знаем, составила до настоящего момента что-то около $200 млрд (а ещё $150 млрд потратила Западная Европа). Так что клад вроде бы оказывается достаточно велик, чтобы за него подраться.
Беда в том, что, по данным того же международного издания, 70% этих запасов (и, в частности, самое крупное месторождение лития) находятся на территории, которая уже контролируется Россией. Никаких шансов расплатиться с США за счёт этих запасов, таким образом, не просматривается.
Можем ли мы представить себе, что президент США не знает, где именно на Украине литий и насколько трудно или легко воспользоваться его запасами? Сам-то он, конечно, не географ и не геолог, но вряд ли в его окружении нет ни одного человека, который умеет прочитать статью в Forbes.
Что же в таком случае имеет в виду Трамп, когда говорит о расплате за американские поставки? Не бином Ньютона. Он на любимом языке – на языке сделок, на языке акулы большого бизнеса – сообщает городу и миру, своим избирателям в США и своим союзникам по НАТО, ну и своим противникам, то есть нам, тоже: Украине нечем платить. А раз так – снабжать её оружием и деньгами совершенно невыгодно.
Нет, понятно, что всё на самом деле сложнее. Литий – лишь пример, дело не только в литии. Считать надо и уголь, и титан, и сельскохозяйственный экспорт… Но по каждому пункту вывод будет примерно тот же, и этот вывод уже сделан президентом США.
Трампу не надо верить, когда он сокрушается о количестве погибших на войне. Трампу не надо верить, когда он вспоминает про гуманитарные ценности. Он бизнесмен, ретейлер, гангстер. Морали у него не больше, чем у помянутой акулы или у койота в прериях.
Но вот когда он сопоставляет соотношение инвестиций, вероятной прибыли и возможных убытков, считает на наших глазах возможности и риски – тут к его выкладкам стоит отнестись с уважением и доверием. Ведь в этом случае он говорит про то единственное, что имеет для него значение.
Так что вопрос о том, почему Трамп «за мир» на Украине, точнее за то, чтобы США перестали вкладываться в войну, имеет конкретный, простой и каждому понятный ответ. Литий уплыл в Россию. Выгоды от поставок оружия нет. Значит, они будут сворачиваться.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.