От вражды к дружбе: какую эволюцию прошли отношения России и КНДР за четверть века
Фото © Величкин Сергей, Родионов Владимир / ТАСС

К 25-летней годовщине подписания Договора о дружбе между Москвой и Пхеньяном – обозреватель «Абзаца» Андрей Дмитриев.

9 февраля 2000 года в Пхеньяне был подписан Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой. Он пришёл на смену союзному советско-северокорейскому договору 1961 года и никаких особых обязательств не содержал. Стороны лишь обязались «развивать и поддерживать дружеские отношения». Однако важное значение этого документа состоит в том, что им была подведена черта под мрачным периодом 1990-х годов, когда эти самые отношения были прямо враждебными.

В КНДР внимательно наблюдали за перестройкой, развалом соцлагеря и СССР и не скрывали своего критического отношения к происходящему. Анализируя причины краха Союза, северокорейцы приходили к выводу, что недостаточное внимание уделялось идейному воспитанию, а руководящие работники КПСС забыли об Отечестве и народе и думали лишь о том, как купить дачу или машину.

Что касается стран Восточной Европы, то тут причину падения социализма они видели в низкопоклонстве перед Советским Союзом. Если в Москве шёл дождь – в Берлине или Бухаресте тоже раскрывали зонтики, хотя там светило солнце. Соответственно, когда строй зашатался в СССР, то и там слинял в три дня.

Ещё хуже дела пошли, когда у руля новой России встал Борис Ельцин. Он был знаком с Ким Ир Сеном – в 1984 году принимал его в Свердловске как первый секретарь обкома КПСС. Но теперь и слышать ничего не хотел о Северной Корее, а во время визита в Сеул зимой 1992-го заявил, что союзный договор с КНДР от 1961 года более не действителен.

Россию стали рассматривать как страну-предателя. В пхеньянском цирке ставились номера, где протестующих против обнищания российских пенсионеров разгонял ОМОН.

Более того, корейские товарищи попытались перехватить лидерство в международном коммунистическом движении и даже надеялись на скорую революцию в РФ. В 1992 году в Пхеньяне прошёл форум коммунистических и революционных партий, на котором Россию представляли такие политики, как Виктор Тюлькин и Сажи Умалатова. А уличный трибун Виктор Анпилов получил от корейского посольства в подарок несколько мощных мегафонов.

Самым чувствительным ударом стал разрыв традиционных экономических связей с нашей страной, в результате чего КНДР пришлось пережить суровые испытания. Смерть Ким Ир Сена в 1994 году повергла народ в многолетний траур, к этому прибавились стихийные бедствия и наводнения. Если у нас 90-е называют лихими, то для КНДР это были «суперлихие» времена, которые позднее назвали эпохой Трудного похода – голодной, холодной (города регулярно погружались во тьму из-за отсутствия электричества), мрачной.

Пришедшему к власти Ким Чен Иру было очень тяжело: всё же при освобождении Кореи и создании государства Ким Ир Сену много помогал СССР, а во время корейской войны – китайские народные добровольцы. Теперь рассчитывать было решительно не на кого. Многие уже предрекали скорый крах режима. Однако с опорой на идейность, трудолюбие корейцев, на армию, реализовавшую различные программы типа строительства малых ГЭС на реках и новых дорог, КНДР удалось выстоять. К началу нового века голодовки прекратились, к тому же успешно реализовывалась ядерная программа.

А в России пришёл к власти Владимир Путин. И одним из первых его шагов стала нормализация отношений с Северной Кореей. Сперва был принят тот самый Договор о дружбе, а затем, летом 2000 года, президент сам приехал в Пхеньян, став первым российским лидером, посетившим страну чучхе.

Нужно отметить, что одним из вопросов, поднятых во время того визита, был возможный отказ северокорейцев от ядерной программы. Ким Чен Ир обещал об этом подумать, впрочем, потом заявил, что, мол, это была шутка. Как видно из сегодняшнего дня, абсолютно правильно, что не отказались.

Ну а Россия прошла длительную эволюцию от попыток дружить с мировым гегемоном до перехода к прямому противостоянию ему после начала СВО. Именно КНДР оказалась в этом деле нашим ближайшим союзником.

Теперь вопрос об отказе от ядерного оружия не стоит – наоборот, Россия может помочь в его развитии и совершенствовании средств доставки. А от Договора о дружбе мы логично перешли к Договору о стратегическом партнёрстве, который подразумевает взаимную военную помощь в случае нападения третьих стран.

Вот такой путь длиной в четверть века.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем