Крутит Сигэру: стоит ли нам радоваться извинению премьера Японии за слова о Курилах
О заявлении Исибы – обозреватель «Абзаца» Юрий Шумило.
Случай публичных извинений западных деятелей за сказанное в сегодняшних политических реалиях можно назвать беспрецедентным. Даже если западный деятель географически является восточным.
Похоже, в лесу таки медведь сдох, иначе как трактовать непривычные для русского уха слова премьер-министра Японии Сигэру Исибы о недопустимости высказываний о планах Токио использовать наши Курилы для захоронения там ядерных отходов?
В Японии наши Курилы считают своими «северными территориями» и упорно не желают из-за этого заключать с нами мирный договор по итогам Второй мировой войны. Уже 80 лет как.
Для внутренней аудитории японские политики ранее выражений не подбирали. И тут вдруг: «Приношу свои извинения. Такие вещи происходить не должны. Не знаю, было ли это умышленно, но там были распущенность, высокомерие, отношение сверху вниз...»
А всего-то и было предложение второстепенного чиновника Организации по управлению ядерными отходами (NUMO) использовать острова в качестве свалки, при этом милостиво разрешить делать это и нам. На наших же островах.
Ранее японский премьер в симпатиях к нам замечен не был. Скорее наоборот – в бытность свою министром обороны слыл ястребом. И тут – вдруг извиняется. Странно.
Нет, само то, что извинился за своих чиновников, – это скорее хорошо. Едва ли не возврат к здравому смыслу. Но долгоиграющих тенденций искать не стоит.
Покуда Япония находится под «ядерным зонтиком» США, а по сути является их колонией и действует на международной арене в их интересах, надеяться на взаимопонимание – наивно.
Как и ожидать прихода к власти в Тихоокеанском регионе условно пророссийских политиков типа венгерского Орбана или словацкого Фицо.
Скорее наоборот. Случай с публичными извинениями, по сути, политическая флюктуация – заговорился Исиба, попутал. В ближайшее время непременно исправится.
Но прецедент с извинениями случился и даёт повод ещё раз внимательно посмотреть на нашего восточного соседа. Чтобы понять, возможно ли в принципе мирное сосуществование с ним. Даже без мирного договора.
Предположу, что да. Дело в том, что японец нынче пошёл иной – совсем не тот, что в Русско-японскую войну или во Вторую мировую. Дух милитаризма, свойственный нации тогда, сейчас поубавился. Перекочевал в фольклор.
Все наши представления о самураях, ниндзя и камикадзе, навеянные последовательно «Штабс-капитаном Рыбниковым» Куприна, голливудскими «Черепашками-ниндзя» и «Пёрл-Харбором», сегодняшним японцам соответствуют мало.
Либеральный идеологический морок и практически оккупация американцами оторвали японцев от национальных корней. Что одновременно и хорошо и плохо. Хорошо то, что разогнать пресловутый милитаризм в сегодняшнем японском обществе получится с трудом, ну а плохо – когда в принципе народ рвёт со своими традициями.
Японии, не обладающей собственными природными ресурсами, стратегически выгоднее дружить с ресурсным соседом через море, чем через океан. Понимают ли это тамошние политики – вопрос.
И как знать, теперешний случай с извинениями премьера – не попытка ли, вопреки упомянутым тенденциям, поискать в сегодняшней тревожной ситуации пути к диалогу? Помечтаем.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.