Скок-кадры: почему 2024 год был прорывным для русского кино и сериалов
О качественном и количественном взлёте индустрии – обозреватель «Абзаца» Игорь Мальцев.
Мы жили в прекрасную эпоху отечественного кино. Целый год. И вот он заканчивается.
Не читайте итогов от иноагентов – они вас научат дурному. Расскажут, что самыми важными премьерами 2024 года были «Мастер и Маргарита» с «Преступлением и наказанием». Они просто глупенькие и продажненькие, по привычке раздают медальки классово близким. А оба фильма – конченый отстой.
На самом деле 2024-й был годом «Слова пацана» (Жора Крыжовников). И пусть он вышел в конце 2023-го, народ его продолжал смотреть в ошеломлении.
Сериал до сих обсуждается, повлиял на другие проекты, стал культурным феноменом. Ещё это одна из самых человечных историй про «проклятые» конец восьмидесятых и начало девяностых.
А было много других. Похоже, киношники выдоили эту эпоху так, как не смогла бы доярка-орденоносец. Лучшие работы типа сериала «Лихие» режиссёра Быкова заранее отняли хлеб у будущих авторов сценариев с пометкой «время действия – 1992-й».
Я вдруг понял, что прожил год, когда каждый день был полон мучительного выбора: что посмотреть вечером? Не потому, что нечего, а наоборот, в чисто девушкином смысле – как перед забитым шмотьём шкафом. Многие новые фильмы и сериалы сделаны на высоком уровне. У нас на глазах произошёл прорыв в русском кинематографе. Вам может даже показаться в этом потоке, что некоторые фильмы и сериалы вы смотрели давно, но нет, это всё был 2024-й.
«ГДР», «Плевако», «Столыпин» – исторические («костюмные») сериалы с внезапно артикулированной оценкой эпох и героев, никакой нейтральности. «По зову сердца», «Враг у ворот», «Воздух» – про Великую Отечественную.
Многочисленные высказывания на эту тему – что-то новенькое. Наше поколение росло, когда выходило потрясающее число фильмов про войну. Потом их стало совсем мало. А теперь, когда ты говоришь «военный фильм», надо уточнять, о каком времени речь. Драма «Глаз пустыни», например, – про Сирию. Правда, после фразы «наш офицер должен лежать в родной земле» я смотреть её перестал. А кто-то критикует сериал «Враг у ворот».
А ведь вышли ещё «Адмирал Кузнецов», «Бессмертный полк», «Блиндаж», «Истребители. Битва за Крым», «Красные ленты», «На волжском берегу», «Операция «Карпаты». Столько военных фильмов снимали только при Брежневе. Похоже, не обошлось без подковёрной договорённости: «независимая» интеллигенция соглашается снимать кино про войну давнюю, а за это к ним не пристают с вопросами об СВО. Звучит унизительно. Хотя, скажем, сериал «По зову сердца» удался Игорю Угольникову.
Но мы с некоторым надрывом спрашиваем: а где же фильмы «про сейчас»? На третий год спецоперации у нас есть кое-какие работы. Например, «20/22» и «Десять дней до весны». Робко, но тема пробирается на экраны. Она пока документальная. Вспомним сериал Макса Фадеева (другого) про Мариуполь. Реальная жесть. Чиновники от культурки его боятся как огня. Тем не менее он уже на платформах.
Но Фадеев – новое поколение любителей, для которых мотивация важнее упаковки. И да, я знаю площадки, которым культурные департаменты напрямую запрещали показывать этот фильм.
А ещё у нас случился прорыв в деле качественного развлечения. Имею в виду фэнтезийные и прочие лёгкие жанры. На вершине моего личного хит-парада – «Молот ведьм», за операторскую работу и любовь к глубинке. Далее – «Сергий против нечисти», он вышел на новую высоту в жанре бытового колдовства. Упомяну и чистое фэнтези «Последний богатырь. Наследие», порвавшее просмотры.
Раньше фэнтези в нашем кино было штучным продуктом. А ныне вот оно как – косяком идут. И это отлично. В конце года мне такое требуется.
Появился и новый для России жанр – комедийный боевик. Его представил весьма грамотно вылепленный «Красный 5».
Заметно увеличился объём детского кино: «Подростки в космосе», «Сто лет тому вперёд». Диапазон – от совсем малых детей («Любопытная Варвара») до старших («Амура»). Хотя «Многодетство» пинают вменяемые люди. А может, они просто уже выросли. Не забудем и «Недетское кино», которое на самом деле вполне сказка.
Качественную комедию тащит на себе одиноко Юрий Стоянов («Мамонты», «Артист с большой дороги»). Для остальной комедии у нас есть бесстрашная Тина Гивиевна Канделаки и прочий ТНТ.
Стрёмный жанр. Шаг влево, шаг вправо – и ты потерял ориентиры, Сталин выезжает за тобой. Хотя кому нужна комедия, у которой есть внешние ориентиры? Мы уже стали свидетелями убийства жанра комедии на Западе в угоду обиженкам и всяким меньшинствам. У нас тоже имеется мелкотравчатое начальство.
В общем, хороший был год. Теперь бы мастерам кино не потерять темп и не сбить дыхалку. Но это зависит от слишком многих факторов, и деньги среди них не самый важный. Предстоит выстроить систему если не с нуля, то с очень низкого старта. Заново пересобрать индустрию.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.