С низами не хотели: как Россия упустила общественное мнение Украины
Фото © Зураб Джавахадзе / ТАСС

О том, чего нам не хватило при подготовке к СВО, – обозреватель «Абзаца» Игорь Караулов.

© Абзац / С низами не хотели: как Россия упустила общественное мнение Украины

Об ошибках власти у нас говорить не принято. Только заикнёшься, тут же налетят турбопатриоты, гиперлоялисты, которые укажут тебе на твоё более чем скромное место в мире и мамой поклянутся, что власть всё всегда делает правильно и вовремя, да и вообще «там лучше знают».

Совсем иное дело, когда об ошибках власти говорит лидер страны. Как раз такой случай произошёл на «Итогах года с Владимиром Путиным». Президент признал, что специальную военную операцию нужно было начать раньше, а подготовиться к ней стоило получше.

Естественно, слова президента имеют куда больший вес, чем высказывания диванных критиканов, коих мы за эти годы слышали немало. Тем не менее Путин выразил мысли, которые приходили в голову многим.

Что армия была подготовлена так себе, мы поняли весной 2022 года, когда оказалось, что солдатам не хватает бронежилетов, приборов ночного видения и много чего другого, а о массовом оснащении войск беспилотниками вообще не подумали.

Вполне возможно, лучше могла подготовиться и разведка, ведь наши части вошли на территорию Украины, кажется, и не ожидая серьёзного сопротивления. Кто-то, значит, проглядел, что ВСУ всё это время усиленно готовились к сражению не только в военном, но и в идеологическом отношении.

Мы даже сегодня видим, насколько лучше Украина оказалась подготовлена к действиям в тылу противника. Волна поджогов, которые устраивают самые обычные люди, в том числе пенсионеры, попавшие в психологическую ловушку украинских спецслужб. Убийства значимых людей, в том числе недавнее – генерала Кириллова, к которому были подключены представители узбекской диаспоры. Украинские шпионы, которых у нас периодически ловят.

Есть ли у наших спецслужб аналогичные возможности на Украине? Нам говорят, что какое-то пророссийское подполье там существует, но, например, для устранения людей, виновных в обстрелах мирных российских городов, возможностей этого подполья явно недостаточно. Значит, в своё время мы не очень хорошо подготовились к нынешнему противостоянию.

На самом деле проблема шире. В течение всего этого конфликта, который продолжается уже 11 лет, Россия плохо работала с украинским общественным мнением.

Ещё во времена Евромайдана Россия сделала слишком однозначную ставку на Януковича и связанную с ним элиту. Но украинское общество было едино в том, что эта элита коррумпирована, что било по репутации России.

А как же работа с низовыми структурами, с простыми людьми? Тогда казалось: зачем это нужно, если с начальниками договорились? Однако их скинули, а низовые сети пророссийского влияния оказались достаточно сильны только в Крыму и Донбассе.

В эпоху Минских соглашений, которым якобы не было альтернативы, на Украине усиленно лепили из России образ врага и агрессора. А что же наша пропаганда? Она работала в основном на внутреннюю аудиторию, убеждая население страны, что Украина рано или поздно рухнет сама, а её жители без всяких усилий поймут, что их счастье – в союзе с Россией. Что касается самой Украины, то тут мы, кажется, опустили руки: мол, нет там больше пророссийских сил и взять их неоткуда.

Между тем и в пресловутые восемь лет Россия могла показать себя модной, современной, прогрессивной страной, за которой будущее. Увы, целенаправленная работа в этом направлении не велась, всё ограничивалось дежурными инвективами в адрес бандеровцев. Не прилагалось усилий, чтобы понять, как устроен современный украинский патриотизм, и деконструировать его.

На что мы надеялись? На то, что естественные братские чувства двух славянских народов пересилят машину пропаганды, построенную по лучшим западным рецептам? Но ведь мы живём в эпоху всесилия пропаганды, когда целые народы легко поддаются манипуляциям.

Начало СВО застало российское общество врасплох. Оно не было психологически подготовлено к вооружённому конфликту, телевидение и прочие СМИ ориентировали его на развлекательно-потребительские ценности.

Но к случившемуся не было готово и украинское общество. Многие тамошние люди, с симпатией относившиеся к России, отшатнулись от нас. В результате киевскому режиму удалось навязать населению максимально дикую трактовку происходящего, в которой русские предстали болотной мокшей, никогда в жизни не видевшей унитазов и стиральных машин.

Как же теперь нам отвоёвывать симпатии украинцев? Думаю, только образцовой организацией жизни на освобождённых территориях. Сегодня Россия действительно приносит туда атрибуты высокоразвитой цивилизации, и нужно всеми силами стремиться донести эту идею до сознания жителей Украины.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем