Летать по воде: как был придуман легендарный теплоход «Метеор»
Об изобретении конструктора Ростислава Алексеева, которое украсит новую тысячерублёвую купюру, – обозреватель «Абзаца» Владимир Тихомиров.
Победа теплохода «Метеор» в народном голосовании на сайте Центробанка за лучший символ русских достижений абсолютно закономерна. Дворцы, памятники архитектуры – всё это, конечно, хорошо и красиво, но именно в крылатом корабле наиболее ярко воплотилась самая романтическая сторона национального характера России – ковчега цивилизации, опережающего своё время и способного буквально воспарить над обыденностью.
Придумал крылатые корабли конструктор Ростислав Алексеев – лауреат Сталинской премии, яхтсмен и мотогонщик, турист и фотолюбитель, который даже внешним видом напоминал не советского инженера, а голливудского актёра, словно сошедшего с глянцевых обложек журналов. Вырос он в Нижнем Новгороде (в советское время – город Горький), с детства увлекался парусным спортом и даже сделал на чердаке свою собственную яхту. И это в середине 30-х годов!
Поступив в Горьковский индустриальный институт имени А. А. Жданова на кораблестроительный факультет, он ещё в студенчестве обставил знаменитого авиаконструктора Андрея Туполева, который в те годы работал над проектом боевого катера на подводных крыльях.
Скоростной эффект подводных крыльев был известен и до изобретений Алексеева, но военные моряки называли такие корабли лягушками: из-за несовершенства конструкции крылатые катера норовили выпрыгнуть из воды и перевернуться. Алексеев предложил изменить геометрию крыла – по образу и подобию плавников рыбы.
И получилось!
Свою модель катера он пригнал по Волге до Москвы, а затем пригласил чиновников Наркомата судостроительной промышленности на «презентацию». После этого был тут же арестован НКВД. Но вместо лагеря конструктора ждала Сталинская премия – за «эффект Алексеева», благодаря которому в СССР стали выпускаться самые быстроходные торпедные катера.
Казалось бы, можно жить и радоваться, но Алексеев был самым нетипичным лауреатом. Он хотел не премий, а возможности заниматься любимым делом и строить новые корабли, а из-за режима секретности ему не давали работать даже с собственными чертежами.
И небывалое дело: на защиту права Алексеева разрабатывать гражданские корабли встал весь завод «Красное Сормово», а письмо заводчан разбиралось в Политбюро.
Вообще, о том, как Алексеев со своей командой преодолевал бюрократические препоны, можно снять самый захватывающий сериал – тот же «Летучий корабль», но только не сказку, а самую суровую быль. Может быть, когда-нибудь и снимут.
Первая демонстрация первого в истории крылатого пассажирского теплохода «Ракета» состоялась в июле 1957 года – на открытии VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. Это действительно был прорыв советской науки и техники – на Западе ничего подобного и близко не было, там о таких скоростях не могли мечтать.
Первым же капитаном «Ракеты» стал сам Герой Советского Союза легендарный лётчик Михаил Девятаев, сбежавший из немецкого плена на вражеском бомбардировщике. Потому что новейшим летучим кораблём должен управлять настоящий профессионал, которому любая задача по плечу. И кто скажет, что в Советском Союзе не умели в рекламу?
Девятаев в рекордные сроки освоил новую технику, а потом более 26 лет ходил на крылатом теплоходе по Волге.
В 1960 году на смену «Ракете» пришёл «Метеор», который был и сильнее, и вместительнее предшественника. Он стал не только самым массовым теплоходом на подводных крыльях в мире, но и узнаваемым брендом советских технологий, который и сегодня – спустя почти семь десятилетий – смотрится как привет из будущего.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.