Молчать, Пушкин: почему Одесса не остановит снос памятников
Об уничтожении 12 монументов в центре города – обозреватель «Абзаца» Михаил Дряшин.
Чуть раньше в Одессе, центр которой вроде бы находится под охраной ЮНЕСКО, демонтировали Исаака Бабеля. Екатерину Великую – само собой.
Если мир тебе не нравится, тем хуже для него. Классический атрибут инфантильного сознания. Разломать игрушки того, кто тебя обидел, пририсовать рога ему на фотографии.
А ведь даже в самые лютые годы Великой Отечественной в СССР не отменяли музыку Баха, Моцарта или Бетховена, книги Гёте, Шиллера, Гейне, гравюры Дюрера.
Лёгкий психоз накрыл нас разве что на излёте царской империи: переименовали назло немцу Санкт-Петербург в Петроград. Однако морок быстро отступил. Советские люди в подобную дурь не впадали.
А там она насаждается сверху. Для горожанина ведь любой памятник – просто деталь привычного ландшафта. Идейную окраску монументам придают специальные уполномоченные. Разъясняют обывателю вред Пушкина А. С.
Легче других ведётся на такую пропаганду поколение, выросшее в стране пана Оруэлла. Золотой фонд наспех сложенной нации, укроюгенд. На его плечи ложится физическое усмирение неугодных, а то и «зачистка», как уже было в Одессе.
Для того Киев и бережёт (пока) от фронта парней до 25 лет, бросая в топку тех, кто застал иную жизнь, а значит, идейно ненадёжен.
Ещё лет пять – и там не вспомнят не только памятники, но и кто такие Пушкин с Лермонтовым да Ильф с Петровым.
Во времена сталинских репрессий у нас людям велели вырезать из Большой советской энциклопедии страницы со статьями о врагах, приносить их куда следует. Взамен выдавали другие страницы для вклеивания на место старых. БСЭ продавалась по подписке, был известен адрес каждого владельца. И странички послушно несли.
Но то хоть были свежие враги народа. Чекистам не пришло в голову отменять монархиста Тютчева, дворянина Тургенева, графа Толстого.
Так ведут себя только испорченные дети, устраивающие погромы. Или дикари, для которых изображения врага имеют магическую силу.
А Пушкин такой силой как раз обладает. Не дай бог, прочтёт украинец хотя бы «Руслана и Людмилу» и ему понравится.
Нет культуры – нет проблемы. Лучше вообще ничего не читай, хлопчик. От книжек всё зло.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.