Шестнадцатилетние – капитал: какую работу могут делать подростки
О предложении допустить школьников к вредным производствам – обозреватель «Абзаца» Роман Носиков.
Когда я был старшеклассником, у нас при школе был УПК – учебно-производственный комбинат. Там мы работали раз в неделю на вредном производстве – в печатном цехе. В полиграфии.
Труд этот считался вредным – шрифты с применением свинцовых сплавов, типографская краска, шум.
Но фактически за год работы я бы не успел нанести своему здоровью какой-то ощутимый ущерб. А сейчас, учитывая новые материалы и технологии, люди остаются здоровыми и после двадцати лет такой работы.
Минпромторг предложил внести изменения в трудовое законодательство: допустить лиц с 16 лет к работам, входящим в реестры тяжёлых и опасных. Министерство считает, что большое количество профессий, которые по инерции находятся в списках вредных, перестали быть таковыми.
И мне понятно, о чём волнуется государство: у нас в стране катастрофически не хватает рабочих рук.
Современные производства с их новыми технологиями часто требуют прекрасного знания русского языка и хорошего образования. Мигрантами такое рабочее место не укомплектуешь. Нужны свои кадры. Всё это резонно.
Но всё же хотелось бы от Минпромторга большей ответственности в этом вопросе. Не предлагать взять вот так и допустить 16-летних к любым тяжёлым профессиям, а для начала оценить, какие из них стали безопасными за счёт прогресса.
Понятно, что стране нужны труженики, а все идут в блогеры. Рабочих рук категорически не хватает. А мы нуждаемся в форсированном развитии. «Иначе сомнут».
К тому же СВО вывела из экономики часть трудоспособных мужчин. А у нас и так дефицит мужиков. Их должен кто-то заменить.
Пока мы можем снизить остроту этой проблемы вот такими методами. Но рано или поздно наступит момент, когда решения не смогут быть такими простыми.
Нам нужно немедленно решать вопросы демографии и профессионального обучения. А для этого – изменить общую политику в области образования и культуры.
Мы не можем одновременно пропагандировать потребление и многодетность, инфантильность и ответственность. Эти качества несочетаемы.
Нам придётся выбирать одно из двух и доказывать верность выбора делом.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.