ЦБ в конце тоннеля: почему Банку России не удаётся замедлить инфляцию
Инфляция в России продолжает расти, несмотря на меры ЦБ по ужесточению денежно-кредитной политики. «Абзац» разбирался, насколько тщетны усилия регулятора.
Капуста не помогла
По данным Росстата, инфляция в России в сентябре 2024 года поднялась на 0,48% в сравнении с августом. Тогда, в свою очередь, фиксировалось увеличение цен на 0,2% к июлю.
Их рост разгоняется несмотря на усилия Банка России по ужесточению денежно-кредитной политики и повышению ставок. Экстраординарность этому придаёт сезонный фактор.
Традиционно осень – активный период сбора урожая, в теории овощи и фрукты дешевеют, опуская вниз общий уровень цен. Например, капуста в сентябре подешевела на 23,8%, морковь – на 17%, картофель – на 15,8%, а свёкла – на 14,2%.
Однако выходит, что борщевой набор не смог переломить общую тенденцию. Тянут цены в обратную сторону импортные апельсины, красная икра и огурцы – они подорожали на 14,8%, 12,6% и 6,3% соответственно.
Параллельно растёт стоимость автомобилей из-за повышения утильсбора, а также бытовой техники и электроники по причине сложностей в расчётах, возникающих из-за того, что банки опасаются вторичных санкций.
«Мы вынуждены были переориентировать свои внешнеэкономические потоки. Из-за этого часть товаров мы получаем по серым схемам через цепочку посредников. Это значительно увеличивает торговые наценки, а значит, и тех товаров, которые мы получаем», – рассказал «Абзацу» заведующий лабораторией сравнительного исследования социально-экономических систем экономического факультета МГУ Андрей Колганов.
Также экономика России в значительной степени зависит от поставок импортных машин, оборудования и комплектующих, добавил он. По этой причине растёт цена не только готовых товаров, но и позиций, которые мы производим сами.
Безработица – не так уж и хорошо?
Вызовов для инфляции хватает и внутри страны – например, безработица уже опустилась до 2,4%. Дефицит на рынке труда означает конкуренцию работодателей за сотрудников, а главный инструмент в этой борьбе – повышение заработной платы.
Для работников это хорошо, а бизнес сталкивается с дополнительными издержками. Их он покрывает, понятное дело, не из собственного кармана, а закладывая это в стоимость конечных товаров и услуг.
Кроме того, люди, получая большие деньги, стремятся их потратить: купить квартиру, машину, обновить телевизор, свозить семью в отпуск и т. д. При сохранении прежнего спроса этот фактор также разгоняет рост цен.
«Это причина чисто монетарная. Она связана с ростом денежной массы и, соответственно, спросом со стороны населения в связи с повышением заработной платы в военном секторе и ряде других отраслей, которые стимулируются», – продолжает эксперт.
При этом часть человеческих ресурсов оттягивает военный сектор – условно: человек становится оператором дрона, вместо того чтобы работать оператором ЧПУ на заводе. Данный фактор ограничивает производство гражданских товаров.
Что дальше
Пока света в конце тоннеля не видно, ведь профучастники рынка считают, что рост цен продолжится. Инфляция по году составляет 9,4% – исключать, что к концу декабря мы увидим двузначное число, нельзя.
«Если будет всё продолжаться так, как идёт, исключить такого я не могу», – отметил Колганов.
Президент Столыпинского клуба, профессор ВШЭ Евгений Коган обратил внимание ещё на одну деталь: ослабление рубля, которое произошло за последний месяц. Нацвалюта потеряла 6,3% к доллару с 14 сентября, и это обстоятельство ещё не успело найти отражение в инфляции.
«Импортные товары, купленные по новому слабому курсу, поступят на полки только в ближайшие месяцы. А с ростом импортных товаров появится возможность поднять цены и на аналогичные отечественные товары. Например, если импортные автомобили дорожают, то и у АвтоВАЗа появляется возможность поднять цены», – написал в Telegram-канале эксперт.
Банк России в лице первого зампреда Алексея Заботкина уже не скрывает намерения повысить ключевую ставку на заседании 25 октября. Вопрос лишь в размере шага: то ли мы увидим круглые 20%, то ли шагнём уже к 22%.