рубрики

КРТ, деньги, два ствола: получится ли московский опыт реновации распространить на регионы
Фото © Эрик Романенко / ТАСС

В федеральном бюджете на 2025–2027 годы впервые заложили финансирование на поддержание регионов при реализации механизма комплексного развития территорий (КРТ). Это уход от точечной застройки в сторону комфортных и современных дворов с полноценной социальной сетью. Москва – первопроходец в этом направлении. Под силу ли регионам повторить её опыт – разбирался «Абзац».

А из нашего окна…

Проблема точечной застройки знакома всем российским регионам. Есть народная примета: если в центре города сгорел деревянный дом и освободился клочок земли, значит, скоро на этом месте вырастет «свечка», пробивающая небеса. Выше дом – больше квартир. Следовательно, ощутимее прибыль девелопера.

Так и получается, что в исторических центрах российских городов с купеческими особняками колют глаз самые настоящие «человейники» в несколько десятков этажей. Жители ворчат, но в итоге машут рукой на девелоперов и местные власти.

«Период точечного строительства, когда посреди старой застройки втыкали одну 20-этажную башню, должен уйти в прошлое – когда сажали дом на те же [коммунальные] сети, водили детей в ту же школу, парковки не предусматривали для новых жильцов», – заявила в разговоре с «Абзацем» заместитель председателя комитета Государственной думы РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Светлана Разворотнева.

КРТ, деньги, два ствола: получится ли московский опыт реновации распространить на регионы
Фото © Лев Федосеев / ТАСС

С лёгкой руки девелоперов центры городов уплотняются, создавая дискомфорт местным жителям: дорожный поток становится интенсивнее, очереди в детские сады и школы – длиннее, а коммунальные аварии – чаще. Строить социальную инфраструктуру застройщики не стремятся, ведь так денег не заработаешь.

Комплексное развитие территорий

Чтобы уйти от градостроительного хаоса и бардака, и был создан комплексный план развития территорий (КРТ). По сути, это перепланировка российских городов, когда территория разорившегося предприятия или расселённого ветхого жилого квартала через процедуру аукциона продаётся застройщику. При этом он обязан согласовать план КРТ с местными властями и поучаствовать в социальной жизни города.

«Реновации подвергается территория целиком. Происходит снос аварийных домов, и на этом месте возводится новый квартал. При этом объединяются разные программы, одновременно осуществляется дорожное строительство, обновление коммунальной инфраструктуры, жилищное строительство. Чтобы не было такого, когда дома построили в чистом поле, а работы нет, добраться невозможно и так далее», – продолжает Разворотнева.

КРТ, деньги, два ствола: получится ли московский опыт реновации распространить на регионы
Фото © Анастасия Романова / Абзац

Условно говоря, хочешь построить жилой квартал – обеспечь социальную инфраструктуру: школы и детские сады, куда новые жильцы будут водить детей, больницы и поликлиники, где они будут лечиться, а также парковочные места и дорожную сеть.

«За счёт этих проектов регионы могут решить социальные вопросы. Часто участки под комплексное развитие отдают в рамках аукционов за долю, когда часть квартир передаётся региону или муниципалитету для переселения из аварийного жилья, обеспечения жильём детей-сирот и так далее», – обращает внимание эксперт.

КРТ – вопрос частно-государственного партнёрства, когда на рубль из бюджета приходит несколько рублей от бизнеса. Результатом должны стать удобные для жизни современные и технологичные города.

Получится ли московский опыт применить в регионах?

Когда программа реновации в Москве только начиналась, это сопровождалось гулом народного возмущения: люди боялись, что их выселят в клетушки на окраинах. Сейчас она идёт в столице полным ходом, но о ней не слышно. Может быть, и не всё одинаково гладко, но в большинстве своём москвичам сумели угодить.

КРТ, деньги, два ствола: получится ли московский опыт реновации распространить на регионы
Фото © Сергей Лантюхов / Абзац

Как будет с регионами – вопрос открытый. Главная проблема для КРТ за пределами Москвы – более скромные бюджетные возможности, отмечает Разворотнева:

«Для Москвы очень важно, что там появились не голые квадратные метры, а было благоустройство, транспортная доступность, школы, больницы, детские сады. Такой же подход нужен и для регионов. Но для регионов реновация по-московски – непосильная задача».

Эксперт финансового рынка Андрей Бархота называет и другие проблемы российских регионов: обилие моногородов, завязанных на предприятия (зачастую убыточные), а также ветхая инфраструктура.

«Из болячек, которые могут препятствовать КРТ, стоит назвать проблемы моногородов с системообразующими предприятиями. От занятости на этих предприятиях зависит благополучие жителей. И невозможно провести КРТ с демонтажом или перепрофилированием этих предприятий, поскольку это повлечёт перебои в занятости и вызовет социальный резонанс. Часто для городов, которые не знали реновации и обновления пространства, стоимость КРТ превышает все разумные пределы просто потому, что есть элементы ветхости и устаревания морального и физического», – рассказал он «Абзацу».

КРТ, деньги, два ствола: получится ли московский опыт реновации распространить на регионы
Фото © М. Конанков / Octagon.Media / ТАСС

В федеральном бюджете на 2025–2027 годы предусмотрены следующие суммы:

  • 2,8 трлн рублей – на обеспечение дорожной деятельности, включая развитие транспорта;
  • 105 млрд рублей – на реализацию программ формирования современной городской среды;
  • 180 млрд рублей – на модернизацию коммунальной инфраструктуры;
  • 154 млрд рублей – на ликвидацию аварийного жилищного фонда.

Все эти программы – часть комплексного развития территорий. Их планируется свести воедино, чтобы улучшить качество жизни людей и сократить бюджетные траты.

Притчей во языцех стали истории, когда сегодня кладут асфальт, а завтра приезжают коммунальные службы и перерывают новую дорогу, дабы поменять под ней трубы. Чтобы такого не происходило, а деньги буквально не закапывались в землю, необходимо думать наперёд. КРТ всем нам в помощь.

telegram
Рекомендуем