41,5 трлн рублей расходов на следующий год: где правительство возьмёт деньги?
Премьер-министр России Михаил Мишустин озвучил параметры бюджета на 2025 год, они включают увеличение расходов на 12%. «Абзац» узнал у экспертов, где взять эти деньги и не возникнут ли сложности с исполнением главного финансового документа страны.
Основные параметры бюджета
Кабмин не намерен сбавлять темпы стимулирования российской экономики. В 2025 году в планах правительства – рост как доходной, так и расходной части федерального бюджета. Прогнозные параметры:
- доходы – 40,3 трлн рублей (в 2024-м – 35 трлн)
- расходы – 41,5 трлн рублей (в 2024-м – 36,6 трлн)
- дефицит (превышение расходов над доходами) – 0,5% от ВВП (около 1,1 трлн рублей)
Мишустин уже заявил, что в расчёты заложено финансирование медицинской помощи (в том числе высокотехнологичной) и увеличение расходов на выплату пенсий и пособий (включая маткапитал и единое пособие по рождению и воспитанию ребёнка). Также будут выделены средства на индексацию страховых пенсий, в том числе работающим пенсионерам.
«В соответствии с указом президента, необходимо обеспечить опережающий рост минимального размера оплаты труда. Напомню, к 2030 году он должен достигнуть 35 тыс. рублей. С начала следующего года минимальный размер оплаты труда будет увеличен более чем на 16,5% и составит 22 440 рублей. Это поможет повысить заработные платы порядка четырёх миллионов работников», – сказал председатель правительства.
Доля ненефтегазовых поступлений в общем объёме вырастет почти до 73%. Это означает, что Россия всё больше отдаляется от статуса «бензоколонки», снижая зависимость от котировок газа и нефти на мировом рынке.
Где брать деньги
Главный вопрос, который волнует экспертное сообщество, заключается в том, хватит ли правительству бюджетных поступлений для реализации всех намеченных планов.
«Разница может быть получена за счёт колебаний курсов валют, так как при расчёте бюджета берётся минимальное значение. Кроме того, с 2025 года вступают в силу налоговые изменения, которые также позволят дополнить бюджет недостающими средствами», – рассказала «Абзацу» доцент Базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы РЭУ им. Г. В. Плеханова Юлия Коваленко.
Ожидается, что налоговая реформа принесёт казне 2,6 трлн рублей в 2025-м. Большая часть нагрузки придётся именно на предпринимателей – 1,6 трлн.
Соответствующие поступления из нефтегазовой отрасли, по прогнозам, составят 10,9 трлн, что сопоставимо с показателями текущего года – 11 трлн. При этом анонсируются некоторые налоговые послабления для сырьевых гигантов.
«Сейчас на рынке уверовали, что налога на добычу природных ископаемых (НДПИ) для «Газпрома» в 2025 году не будет – его отменят. А это, между прочим, 600 млрд рублей. Если такие решения принимаются, где-то нужно находить доходы. Где – вопрос открытый», – поделился в разговоре с «Абзацем» заместитель заведующего Базовой кафедры инфраструктуры финансовых рынков НИУ ВШЭ Андрей Столяров.
Финансировать дефицит бюджета планируется также за счёт роста заимствований. В Министерстве финансов сообщили, что госдолг России вырастет по итогам 2027 года до 18% ВВП, в 2024-м показатель составляет 15% ВВП, а безопасной считается планка в 20%.
Что будет с инфляцией
Рост бюджетных расходов – серьёзный проинфляционый фактор. ЦБ в настоящее время не удаётся обуздать ситуацию – по данным на август, показатель составляет 9,1% при цели регулятора в 4%.
«Это очень непростая проблема. Есть две политики, которые противоречат друг другу. Центробанк вроде как борется с инфляцией, повышает ставки. С другой стороны, для стимулирования экономики правительство увеличивает расходную часть. Получается, что одна голова не знает, что делает другая. Не исключено, что после принятия бюджета Банк России повысит ставку», – продолжает Столяров.
Согласно оценкам Министерства экономического развития, по итогам 2024-го рост российского валового внутреннего продукта (ВВП) составит 3,9%, а суммарно с 2024 по 2027 год индикатор увеличится на 13%. Однако всё будет зависеть не только от действий правительства в части стимулирования экономики, но и от решительности Банка России в борьбе с инфляцией.
Глава регулятора Эльвира Набиуллина на пресс-конференции 13 сентября намекнула на то, что период жёсткой денежно-кредитной политики будет длительным. Она назвала вероятным дальнейшее повышение ключевой ставки, что ставит под сомнения планы кабмина по увеличению ВВП.
Ещё один немаловажный фактор риска – санкции. По оценкам Мишустина, с начала года мировая торговля сократилась на 2%, что стало «следствием ужесточения торговых мер и нарушения транспортно-логистических цепочек».
Например, только в 2023-м было введено три тысячи новых ограничений. В результате рост мирового ВВП замедляется.
«В странах зоны евро этот показатель и вовсе может не выйти за 1%, что говорит даже о признаках стагнации в этой группе государств», – считает премьер.
Рецессия в ведущих государствах мира может сказаться и на наполняемости российского бюджета, поскольку ударит по сырьевым котировкам. Но пока правительство России ожидает, что номинал ВВП в этом году составит без малого 196 трлн рублей, а к 2027-му вырастет до 250 трлн.