Два курса одного рубля: о чём спорят Банк России и Минэкономразвития
Довольно любопытная дискуссия развернулась между Министерством экономического развития и Банком России. Глава Минэка Максим Решетников считает хорошей идеей по типу китайской модели ввести в России двойной рубль – один для внутреннего обращения, второй – для внешнего. ЦБ идея не понравилась. Там кивнули в сторону рисков финансовой стабильности.
Что предлагает Решетников
Своё предложение министр экономического развития Максим Решетников озвучил на расширенном заседании комитета Совета Федерации по экономической политике:
«С нашей точки зрения, [...] нам, конечно, надо делать аналог китайской модели, когда существует некая мембрана между внутренним и внешним рынками рубля. Это исключительно наша позиция. Мы её обсуждаем с Центральным банком».
Министр говорит о разделении валютных контуров. Суть такой системы следующая: денежный оборот жёстко разделён на две составляющие. За одну валюту (условно оншорный рубль) идёт торговля внутри России – к примеру, люди покупают продукты питания, одежду и прочее необходимое для жизни. Другая валюта (условно офшорный рубль) обращается за пределами страны – за неё предприятия, к примеру, могут приобретать за рубежом станки, материалы и всё, что нужно для их работы.
Двухконтурная валютная система действует в Китае – именно его модель и предлагает брать на вооружение Максим Решетников. В Поднебесной есть два юаня:
- материковый CNY – его называют народными деньгами, он обращается внутри страны;
- офшорный CNH – свободно торгуется за пределами материкового Китая и используется для международных платежей.
Благодаря таким фокусам Китай в торговой войне ловко водит за нос США, в чём сами Соединённые Штаты его неоднократно обвиняли.
Новое – хорошо забытое старое
Мало кто помнит, но похожая модель действовала в Советском Союзе при Сталине. Благодаря ей был совершён тот самый индустриальный прорыв. Власти неограниченно печатали деньги на строительство заводов, фабрик, жилья. При этом на инфляцию в потребительском секторе, по задумке, это влиять было не должно.
Впрочем, эксперты говорят, что польза двухконтурной сталинской системы сильно преувеличена. Жёсткого барьера между двумя контурами не было – производители легко переводили промышленные рубли в потребительские, что всё же вызывало инфляцию. Чтобы её обуздать, при Сталине проводились конфискационные реформы (постановление 14 декабря 1947 года). Тогда срезали спекулятивные излишки средств, при этом трудовой характер значительной части денег игнорировался.
Адептом многоконтурной валютной системы также является Иран. Там определены целых четыре курса нацвалюты:
- официальный (для импорта жизненно важных товаров);
- внешнеторговый (для импорта существенно важных товаров);
- биржевой;
- «серый» (чёрный рынок).
Такую систему, в отличие от китайской, нельзя назвать успешной. Инфляция в Иране хронически находится на высоком уровне. В августе 2023 года она составила 39,8% в годовом выражении. Планам властей установить стабильность на валютном рынке мешают «серые» схемы покупки долларов, коррупция, расслоение в обществе, в том числе за счёт резкого обогащения тех, кто имел доступ к льготным цепочкам импорта.
Позиция Банка России
Министерство экономического развития кивает в сторону успешного китайского опыта. Банк России (а именно на нём по закону лежит ответственность за стабильность курса рубля) в ужасе от этой идеи. Там увидели в «мембране» Решетникова намёк на меры регулирования курса рубля и зашлись в критике. В пресс-службе регулятора сообщили «Абзацу» о рисках возникновения множественности курсов и негативных последствиях для финансового рынка.
«Разговоры о двухконтурной финансовой системе, которая была в том числе в Советском Союзе, действительно идут, но никто ещё толком не предложил реальный механизм. Это словесная интервенция, причём, на мой взгляд, вредная. Вместо того чтобы заниматься реальным регулированием потока капитала, предлагаются подобные прожекты», – сказал «Абзацу» финансовый аналитик Владимир Левченко.
Президент «Опоры России» Александр Калинин, напротив, считает дискуссию об оншорном и офшорном рублях полезной. По его мнению, наша страна к этому рано или поздно придёт.
«Нам нужно смотреть и изучать китайский опыт. У них даже ключевые ставки две. Банк Китая внутри страны устанавливает пределы колебания юаня, т.е. таргетирует его курс. У нас таргетинг тоже в своё время был внутри страны – такие меры принимались, а за пределами было свободное курсообразование. Учитывая, что всё больше мы ведём торговлю за рубли и за юани, посыл министра экономического развития понятный и логичный, ну а детали нужно обсуждать. Всё равно, с моей точки зрения, мы придём к регулированию курса доллара и евро внутри страны», – сказал «Абзацу» президент «Опоры России» Александр Калинин.
Применить опыт Китая в России – идея довольно творческая и, конечно, дискуссионная. Банк России этому будет всячески противиться. Эльвира Набиуллина – известный сторонник плавающего курса, Министерство финансов – тоже. Антон Силуанов вполне доволен опытом пополнения бюджета с помощью девальвации российской национальной валюты. Пока 2:1 не в пользу Решетникова.