рубрики

Год «адских» санкций: что стало с экономиками России, Европы и США
Фото © Сергей Лантюхов / Абзац

24 февраля началась новая фаза экономического противостояния России и Запада из-за начала спецоперации на Украине. Было очевидно, что на это последует международная реакция. Но масштаб её был непонятен, как и последствия. Запад пророчил экономике России конец, но вышло всё иначе.

Прививка санкциями

«Санкции» – к 2022 году это слово выучили буквально все. Наши западные «партнёры» вводили их против нас с 2014 года – эдакий «ремень демократии» за возвращение Крыма в состав России.

24 февраля прошлого года люди почувствовали: нужно что-то делать со сбережениями, как-то их спасать. Но что – было непонятно.

Кто-то бежал в банкомат, чтобы снять деньги со счёта и положить под подушку. Другие покупали импортную технику (подорожает ведь). Третьи в срочном порядке меняли рубли на доллары. Все же помнят доллары по 6 рублей, потом – по 26, потом – по 30?

Последние 20 лет выработали у русского человека железное правило: «В любой непонятной ситуации покупай доллары, потому что доллар всегда растёт».

Доллар действительно стал расти. 24 февраля он укрепился с 82 почти до 90 рублей, 28 февраля превысил 100 рублей и почти коснулся 110. 9 марта доллар стал дороже 120.

Охладить ситуацию

Банк России тогда принял волевое решение – он поднял ключевую ставку с 9,5% до рекордных 20%. Расчёт был на то, чтобы уговорить людей не сметать всё импортное с полок и не хранить деньги под подушкой, а вернуть их в банки. Ведь чем выше ключевая ставка, тем выше ставки по вкладам в обычных банках.

Год «адских» санкций: что стало с экономиками России, Европы и США
Фото © Сергей Лантюхов / Абзац

Экономика выла от высокой ставки, ведь кредиты для населения и бизнеса стали неподъёмными. Но план ЦБ сработал: рубль стал укрепляться, а инфляция, которая в марте разогналась до 17%, поползла вниз.

Параллельно довольно быстро были приняты валютные ограничения: снимать со счёта или покупать валюту временно запретили, её вывоз за пределы страны ограничили, остановили торги на бирже, продумали меры поддержки населения и бизнеса, взяли в заложники иностранцев, которые вложились в российские ценные бумаги.

Надо больше санкций?

Западные бюрократы как заведённые весь год вводили против нашей страны всё новые и новые санкции: заморозили резервы, отключили от платёжной системы SWIFT, закрыли российским авиакомпаниям возможность осуществлять полёты в их страны, запретили импорт технологий, угля, табака, древесины, алкоголя, семян, морепродуктов, ограничили поставки металлов, нефти, газа. Западному бизнесу доступно объяснили: пора сворачиваться, недостойны русские трусов от ZARA и Биг Мака.

Россия стала мировым рекордсменом по количеству санкций, опередив Иран, Северную Корею и Венесуэлу. Ограничения против нас вводили США, страны Евросоюза, Канада, Япония, Южная Корея и – о ужас! – Микронезия.

Сказать, что Россия оказалась совсем равнодушна к санкциям, нельзя. Логистические цепочки оказались разорваны. Расчёты затруднены. Люди из-за ухода компаний с нашего рынка лишились работы. Но в общем и целом предполагаемой Западом катастрофы не случилось.

Инфляция по итогам года – 11,9%, падение ВВП – 2,5%, доллар – 69,90 рубля (а внутри года, кстати, падал до 50), евро – 74,30, ключевая ставка – 7,5% (даже ниже, чем до начала СВО).

Год «адских» санкций: что стало с экономиками России, Европы и США
Фото © Дмитрий Дубинский / Абзац

Если отбросить все события и посмотреть на цифры в начале 2022 года и в конце, то совершенно ничего сверхъестественного – обычный год со средненькими показателями.

«Я считаю, что мы проходим этот кризис на удивление легко. Дай Бог, я не сглажу», – сказал «Абзацу» финансовый аналитик Дмитрий Голубовский.

Было непросто и будет непросто. Но экономики, разорванной в клочья, которую нам обещал ещё 44-й президент США Барак Обама, снова не случилось.

Санкционный бумеранг

А вот экономики самих Соединённых Штатов, а также их европейских вассалов как-то не здоровеют. В 2022 году инфляция в США разгонялась до 8,5%, что стало максимумом с 1981 года. Для того чтобы справиться с ростом цен, американский Федрезерв (аналог нашего ЦБ) вынужден поднимать ключевую ставку. Если на начало 2022 года она составляла 0,25%, то сейчас равна 4,75%.

Это большая проблема для «державы №1». Дело в том, что американская экономика является тотально закредитованной. Что ни покупка дома – то ипотека на 150 лет, что ни компания – то большое количество заимствований. Более 200 американских компаний из числа крупнейших – зомби. Так принято называть бизнес, чья прибыль меньше, чем расходы на процентные платежи по кредитам.

В числе «зомби» – авиастроительная компания Boeing, круизная компания Carnival, ретейлер Macy’s, нефтегазовая корпорация ExxonMobil и другие.

Пока денежно-кредитная политика в США была мягкой, а заимствования – выгодными, компании не жаловались. Не хватило денег на выплаты дивидендов акционерам – просто кредитанулись под 0,5% и проблему решили. Потом ещё не хватило – ещё заняли, почему нет, деньги дешёвые. Теперь ситуация изменилась.

Год «адских» санкций: что стало с экономиками России, Европы и США
Фото © TASS / AP / Jessica Christian

Но проблемы бизнеса – это ещё полбеды. Чем выше ключевая ставка, тем дороже обслуживание госдолга. А он у США немалый – к 31 триллиону 600 миллиардам долларов приближается.

Это получается, что каждый американец задолжал миру $105 тыс. В рублях это порядка 8 млн. В США понимают: надо госдолг сокращать. Но как, если инфляция высокая и ставка растёт? На горизонте замаячил дефолт.

Прогнило что-то в европейском королевстве

Не лучше дела обстоят и в Европе. Из-за эмбарго на российскую нефть и взрывов на «Северных потоках» цены на энергоносители в регионе устремились в космос. Результат – взрывной рост инфляции. Больше всего не повезло Молдавии – там инфляция составляет 27,3%, в Венгрии цены разогнались на 25,7%, в Литве и Латвии – на 20 и 21,5% соответственно.

В Европе нарастают протесты – люди выходят на улицы в Великобритании, Германии, Франции. Население не понимает, почему их власти вроде бы ввели санкции против России, а страдают в результате простые европейцы.

«Это страшное открытие для народа Евросоюза, потому что для них это означает потерю рабочих мест, потерю дохода, рост стоимости жизни. Они ошеломлены происходящим», – сказал «Абзацу» руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов.

США либо мастерски воспользовались происходящим, либо изначально всё подстроили. Чрезвычайно вовремя американский президент Джо Байден подписал закон о борьбе с инфляцией, который обеспечил местные компании существенными субсидиями.

Год «адских» санкций: что стало с экономиками России, Европы и США
Фото © TASS / AP / TOLGA AKMEN

Это стало ударом под дых для европейского бизнеса, затраты которого из-за дорогой электроэнергии сильно выросли. Европейцы поняли, что их продукция в сравнении с американской становится неконкурентоспособной, и засобирали чемоданы.

«Разрушение дублирующих, с точки зрения американцев, производственных мощностей в Европе, их переезд в Соединённые Штаты, как переезд «Байер» или БМВ в США из Германии, – это результат американской работы», – считает Василий Колташов.

В первой экономике Европы, Германии, признались: долгие годы они строили своё могущество на дешёвой российской энергии просто на её перепродаже соседям. Теперь это блаженное время закончилось. Ещё и американцы занимаются мародёрством. Прямо по курсу – рецессия и в Германии, и в Великобритании, и в других европейских странах.

«Я жду, что в ближайшие лет семь, т. е. до конца 2020-х годов, мировую экономику будет трясти, мировую политику будет трясти. Это будет очень сложный период. Не расслабляйтесь. Не верьте в то, что всё быстренько устаканится, все со всеми договорятся и всё будет так, как это было после 2008 года, когда все печатали бабло, рынки росли по 10% в год и создавалась видимость богатства. Видимость богатства сейчас будет исчезать, и очень многие сбережения могут быть потеряны. Я вас предупредил», – сказал «Абзацу» финансовый аналитик Дмитрий Голубовский.

Всё ли было сделано?

Если говорить о России, всё ли было сделано правильно? Конечно, нет.

Во-первых, Банк России много лет выводил из страны наши активы, вкладываясь в доллары, евро, ценные бумаги США, стран ЕС, Японии и других «партнёров». Во-вторых, довольно быстро были сняты ограничения по выводу капитала. Деньги побежали из страны. За 2022 год отток капитала составил $250 млрд, что является абсолютным рекордом.

До сих пор мы стараемся оставаться хорошими для всего мира. Мы платим по своим долгам в том числе перед США и ЕС, позволяем иностранному бизнесу цивилизованно уходить из страны и ещё говорим: «Захотите вернуться – пожалуйста, ничего не будем иметь против, уважаем патентное право и интеллектуальную собственность».

«Освобождение интеллектуальной собственности недружественных государств необходимо. Нужно, чтобы любые технологии, любые продукты (в том числе медикаменты перестали быть собственностью. Нам надо копировать. Нам очень надо копировать. И важно помнить, что с копирования начинается создание нового», – считает руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов.

Так, к слову, было с заводом «Москвич». «Москвич-400» сошёл с конвейера после Великой Отечественной войны – в 1946 году. Он был спроектирован по образу и подобию трофейного Opel Kadett K38, который привезли из Берлина.

Год «адских» санкций: что стало с экономиками России, Европы и США
Фото © Сергей Лантюхов / Абзац

Сделано уже много. Предстоит сделать ещё больше. Одна из важнейших задач – приручение бизнеса, который много лет работал так, будто никаких границ нет. Зарабатывали деньги здесь (в том числе на наших ресурсах), выводили и тратили – там. Бизнес всегда был не про национальные интересы, а про деньги.

Самый простой пример – заправка украинских танков российскими соляркой и керосином. Продажа топлива нашим прямым противникам – в интересах России? Нет. В интересах бизнеса? Да.

«Основная задача нашего общества – вызвать в стране такие изменения, чтобы национальные интересы везде и всегда ставились выше интересов бизнеса. То есть подчинить бизнес национальным интересам», – подчеркнул Дмитрий Голубовский.

Ещё одна проблема, которую нам надо решать, – человеческий фактор. Так получается, что параллельно с внешней угрозой нам приходится бороться с внутренними демонами.

«Если президент не пнёт кого-нибудь на заседании как следует, то этого и не будет. И тогда мы будем иметь более низкие темпы роста экономики, чем это возможно. Это как с авиастроением получилось. Путину годами докладывают, мол, да-да, всё хорошо, а потом оказывается, что ничего нет», – сказал Василий Колташов.

Нам долгие годы внушали, что мы – ничтожество, сырьевой придаток, страна-бензоколонка. Но на деле вышло наоборот. Бензоколонка – Европа.

Экономика России оказалась сильнее, чем представлялось изначально. Нас отключили буквально от всего, и у нас всё есть. Машины ездят, самолёты летают, банковские карты работают, магазинные полки ломятся от товаров.

Конечно, нужно импортозамещение, конечно, впереди большая работа. Но нас точно не разорвало в клочья. И потенциал роста у нас огромен.

telegram
Рекомендуем