Абзац
Абзац
Фото © Zuma / ТАСС

Дело американского финансиста-педофила Джеффри Эпштейна вновь оказалось в центре внимания из-за шокирующих документов, опубликованных Минюстом США. О том, почему сильные мира сего позволяют себе насилие и сексуальные извращения, – в материале «Абзаца».

Новый архив по делу Эпштейна

В конце прошлой недели Минюст США опубликовал новый и, по утверждению ведомства, последний архив документов по делу финансиста Джеффри Эпштейна, который, как считается, покончил с собой в тюрьме в 2019 году. Массив содержит порядка трех миллионов страниц, а также сотни тысяч фотографий и видео, в частности порнографического характера.

Журналисты уже успели изучить часть файлов. Они подтверждают, что бизнесмен занимался торговлей людьми и сексуальной эксплуатацией женщин и детей, которых вербовал в разных странах, в том числе в России, и принуждал к интиму со своими богатыми и влиятельными друзьями.

Фото © AP / ТАСС

Так называемый остров Эпштейна (настоящее название – Литл-Сент-Джеймс), где бизнесмен проводил свои секс-вечеринки с участием несовершеннолетних, уже стал едва ли не именем нарицательным. Он ассоциируется с грехом, развратом и вседозволенностью людей при деньгах.

К слову, именно «друзья» Эпштейна и являются одной из причин столь огромного интереса к данной истории. Дело в том, что в его окружении успели засветиться многие известные имена, представители мировой элиты.

В материалах упоминается, например, основатель Microsoft Билл Гейтс, который якобы страдал из-за неких «последствий секса с русскими девушками». Сам миллиардер свою связь с Эпштейном назвал ложью.

В письмах также в различных контекстах мелькают имена кронпринцессы Норвегии Метте-Марит, основателя Tesla Илона Маска, президента США Дональда Трампа и других.

Фото © Zuma / ТАСС

Повсеместная склонность к извращениям

На ум в связи с этим приходит и относительно недавний секс-скандал с участием американского рэпера P. Diddy (настоящее имя – Шон Комбс). В нем также замешаны знаменитости, которых никак не ожидаешь увидеть в таком контексте.

Значит ли это, что поп-культурный миф о богачах-извращенцах – правда? Научные исследования этого не подтверждают.

В 2017 году канадские ученые из Университета Квебека оценили распространенность парафилии (девиантные сексуальные увлечения). В итоге около 45,5% респондентов признались в склонности к фетишизму, мазохизму, вуайеризму и прочим сексуальным девиациям.

Треть испытуемых практиковала извращения хотя бы раз в жизни. Наряду с этим выяснилось, что девиации распределены в популяции равномерно, вне зависимости от социального положения испытуемых. То есть одинаково часто встречаются как среди бедных, так и среди богатых.

Другое исследование – на этот раз из Мичиганского университета – указывает на связь между уровнем дохода мужчин и количеством партнеров: чем выше доход, тем больше сексуальных контактов. Впрочем, ученые объясняют это эволюционной моделью поведения, а не разнузданностью.

И последнее. В 2012 году психологи из США и Канады провели несколько экспериментов, по итогам которых оказалось, что обеспеченные люди почти в четыре раза чаще нарушали ПДД, а также много врали и жульничали в играх. То есть обладатели высокого дохода были больше склонны к неэтичному поведению.

С чем связано попирание богачами морали? И есть ли реальная связь между величиной дохода и сексуальными девиациями? Оба вопроса остаются открытыми, ученые конкретных ответов не дают.

Фото © Zuma / ТАСС

Дофаминовая ловушка славы

Психолог и сексолог Керим Костоев подтверждает: извращенцами могут быть не только богачи, но и люди с вполне скромными доходами. Дело не в состоятельности человека, а во «многих психологических факторах» – детских травмах и комплексах, например.

«У одних это связано с тем, что у них всего полным-полно, им нужно находить какую-то радость в жизни, что бессознательно подталкивает на какие-то такие вещи. <…> У людей с плохим финансовым положением другие страдания – у них не хватает чего-то, бессознательно хочется компенсировать это за счет максимально понятных – сексуальных – вещей», – сказал собеседник «Абзаца».

Причина, по которой в обществе чаще говорят о девиациях среди знаменитостей и миллиардеров, банальна. Никому не интересен условный Васечка Петров, в отличие от тех же Эпштейна и P. Diddy, говорит Костоев:

«К тому же нужно не забывать, что у кого-то есть возможности осуществлять подобные девиации, а у кого-то – нет. У кого они есть? У людей, обладающих хорошим финансовым положением, влияющих на медиа».

Действительно, сексуальные девиации – это «побочный эффект» отклонений в психике, а не продукт больших денег, отметила социальный психолог Лалена Бакаева в разговоре с «Абзацем». В случае со знаменитостями это может быть вызвано, как ни странно, одиночеством.

«Потому что звезды, как правило, гиперодиноки. Все, что касается некоего массового помешательства [на человеке], с одной стороны, дает N-количество эндорфинов и дофаминов, а с другой стороны, результат этого огромного всплеска в том, что каждый раз человеку будет нужна новая «доза», – объяснила специалист.

Фото © Zuma / ТАСС

В итоге любая жизненная неурядица приводит к дефициту гормонов счастья, тогда как естественным путем компенсировать недостаток больше не выходит. Это приводит человека к зависимостям: сначала сексуальной, потом химической и так далее:

«К тому же у них (богатых людей – прим.) развивается нездоровое эго. Это про положено или не положено. Как у Достоевского: «Тварь ли я дрожащая или право имею?»

Истоки девиаций у успешных людей нужно искать гораздо глубже, а не только в славе и деньгах, говорит Бакаева. Самим же знаменитостям следует работать с психологами, наращивать «мускулы поведенческих рефлексов», чтобы не допускать подобных отклонений, подытожила спикер.

финансы психология секс сексолог насилие знаменитости Джеффри Эпштейн