Абзац
Абзац
Фото © AP / ТАСС

О том, что на самом деле стоит за подписанием соглашения о свободной торговле между ЕС и МЕРКОСУР, – обозреватель «Абзаца» Игорь Пшеничников.

В минувшие выходные глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен подписала в Парагвае крупнейшее в мировой истории соглашение о свободной торговле – между ЕС и Южноамериканским общим рынком (МЕРКОСУР, от испанского El Mercado Común del Sur).

В МЕРКОСУР входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай и Боливия. Ассоциированными членами являются Чили, Колумбия, Эквадор, Панама, Перу, Суринам и Гайана. То есть объединение представляет собой почти весь континент южнее Коста-Рики.

В МЕРКОСУР сосредоточено 55,3% населения стран Латинской Америки и Карибского бассейна – более 300 млн человек. Таким образом, с учетом населения ЕС новая и теперь самая большая в мире зона свободной торговли, где товары и услуги будут свободно перемещаться и не облагаться налогами, объединила около 800 млн потребителей.

В объединение также входит Венесуэла, но ее членство было приостановлено с 2017 года. С учетом известных изменений в руководстве страны нельзя исключать, что она вернется в региональный общий рынок и число участников зоны свободной торговли ЕС – МЕРКОСУР увеличится.

В декабре 2024 года Еврокомиссия и лидеры стран – членов МЕРКОСУР подписали совместное заявление о завершении длившихся почти 25 лет переговоров об ассоциации. Однако сам по себе этот факт еще ничего не означал.

Дискуссии о реальном соглашении могли длиться еще столько же, учитывая скепсис Франции и Италии. Париж и Рим до сих пор выражают обеспокоенность о судьбе своих фермеров, чьи товары могут не выдержать конкуренции с дешевой сельхозпродукцией из-за океана.

Но судьбу соглашения объективно решила политика президента США, который обложил пошлинами весь мир, включая своих союзников в Европе, а также страны Латинской Америки, где особенно досталось Бразилии. Трамп ввел пошлины в 50% на ее товары из-за укрепления связей страны с БРИКС.

Но интересы Латинской Америки в глазах европейцев – не главное. ЕС форсировал принятие соглашения с МЕРКОСУР в пику Трампу, который возрождает доктрину Монро, чтобы не допустить в Западном полушарии экономической экспансии стран из других регионов мира.

9 января, несмотря на возражения Франции, Совет ЕС скоропостижно одобрил соглашение с МЕРКОСУР. Совершенно понятно, что это был прозрачный намек Трампу, что его давление на Европу имеет свои границы, такая попытка ответить американцу той же монетой.

«Это соглашение посылает миру очень мощный сигнал. Оно отражает четкий и осознанный выбор. Мы выбираем честную торговлю, а не тарифы. Мы выбираем продуктивное долгосрочное партнерство, а не изоляцию», – заявила фон дер Ляйен в Асунсьоне на церемонии подписания соглашения.

Слово «сигнал» в данном случае ключевое, потому что сумасбродный хозяин Белого дома может воспринять его как руководство к дальнейшему нажиму на бывших союзников и довести отношения с Европой до полного коллапса.

Впрочем, этот коллапс уже на пороге. В Еврокомиссии заявили, что приостанавливают действие торгового соглашения с США, подписанного недавно Трампом и фон дер Ляйен и полностью подчинившего Европу интересам Штатов. После только что введенных Трампом дополнительных пошлин против восьми стран ЕС из-за их открытого противления аннексии Гренландии ситуация дошла до крайней степени деградации.

Итальянский премьер Джорджа Мелони прямо сказала, что «не знает, что делать» в контексте поведения Трампа. Фактически она артикулировала общую мысль лидеров стран ЕС. И это проясняет ситуацию. Поспешное подписание соглашения с МЕРКОСУР является следствием царящей в Евросоюзе растерянности.

Учитывая реальный интерес стран Южной Америки к беспошлинной торговле с Евросоюзом, у последнего есть шансы поправить свои дела за счет новых заокеанских торговых партнеров. Но известно и то, что практически все страны к югу от Рио-Гранде боятся своего северного соседа пуще смерти. И осталось только посмотреть, как они себя поведут после очередного окрика из Вашингтона.

Пока ясно только то, что Южная Америка стала новым полем противостояния Трампа и Европы. И может так получиться, что надежда Брюсселя на Новый Свет окажется тщетной.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Евросоюз США Латинская Америка