Абзац
Абзац
Фото © Wikipedia

К 110-летию со дня рождения режиссера-мультипликатора Владимира Дегтярева – обозреватель «Абзаца» Владимир Тихомиров.

Режиссера-мультипликатора Владимира Дегтярева часто называют третьим отцом объемной, или кукольной, мультипликации в России. И это совершенно справедливо.

Первым родителем такой анимации в нашей стране считается режиссер и биолог Владислав Старевич, который в апреле 1912 года выпустил на экраны первый российский мультипликационный фильм «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами».

В основе сюжета – любовная история царицы жуков-рогачей Люканиды и графа Героса из соперничающего племени жуков-усачей. Мультфильм был создан способом покадровой съемки с использованием кукол из настоящих жуков (засушенных, разумеется). И анимация Старевича стала настоящим прорывом в мировом анимационном искусстве – многие зрители были уверены, что смотрят уникальные натурные съемки с живыми насекомыми.

Второй отец объемной анимации – это советский режиссер Александр Птушко, создавший в 1935 году «Нового Гулливера» – первый в мировой кинематографии полнометражный мультфильм. Сюжет был созвучен духу времени: советский пионер попадает в Лилипутию и подбивает маленьких человечков на восстание против лилипутской знати.

И в этом же ряду – картина 1954 года «Два жадных медвежонка» Владимира Дегтярева. Обычный, казалось бы, мультик, как мишки Тяп и Ляп не могли разделить поровну найденную на обочине у дороги большую круглую голову сыра.

Сам Владимир Дегтярев был из того поколения суровых фронтовиков, кто после адского горнила войны пошел творить специально для детей.

В принципе, он и до войны отлично рисовал – в 1939 году окончил Ленинградское художественное училище, писал большие полотна. Затем был призван на фронт, оборонял родной Ленинград. Зимой 1942 года взрывом Дегтяреву оторвало правую руку и он был отправлен домой. Но он не сдался, а заново выучился рисовать и писать левой рукой. Как фронтовика его без экзаменов приняли во ВГИК на режиссерский факультет.

Ему советовали снимать фильмы про войну, но Дегтярев еще студентом попросился в «Союзмультфильм». Сначала работал художником-постановщиком – в том числе у Бориса Дежкина, создателя культовых спортивных мультфильмов про хоккеистов «Метеора».

А затем Владимира Дмитриевича позвали присоединиться к только что открытой студии Творческого объединения кукольных фильмов на «Союзмультфильме», чтобы возродить производство кукольного кино.

Конечно, многие из тех, кто рос в Советском Союзе, тогда не понимали кукольных мультфильмов. Дескать, ну как может кукольный мультик сравниться с рисованным – посмотрите, какая там графика, какие сочные краски. Эту позицию разделяли и многие деятели «Союзмультфильма» – особенно после того, как в послевоенное время на советские экраны пришли голливудская «Золушка» или «Том и Джерри».

Другое дело, что кукольная анимация была существенно дешевле рисованной, а производство кукольных фильмов занимало на порядок меньше времени. Для страны, которой нужно было привлечь зрителей в кинотеатры собственной продукцией (а привлечь-то было и нечем), это был главный аргумент.

Впрочем, и в Минкульте были свои возражения. Понятно, что фотографировать кукол проще, чем рисовать тысячи картинок. Но получится ли с куклами качественный мультфильм? Смогут ли кукольные лица передать все нужные эмоции? Не превратится ли гонка за временем в обычную халтуру?

Тогда на студии кукольникам поставили условие: мол, снимите в самые короткие сроки три мультфильма, которые будут смотреть зрители, – и поговорим.

С заданием справился только Дегтярев. Сценарий ему написал писатель Лев Кассиль, а кукол ему сделал сам Роман Александрович Гуров – тоже бывший фронтовик, прошедший всю войну – от ополчения Москвы и боев под Сталинградом до взятия Берлина, а после мобилизации ставший главным кукольником Театра Сергея Образцова.

Так «Два жадных медвежонка» решили судьбу кукольной анимации и в итоге целой отрасли, которая подарила нам и Чебурашку с крокодилом Геной, и замечательного философского Удава из «38 попугаев», и «Дядюшку Ау», и гениальные пластилиновые мультфильмы типа «Падал прошлогодний снег».

Владимир Дмитриевич снял более 30 мультфильмов, включая любимые всеми поколениями советских детей «Конец Черной топи», «Паровозик из Ромашкова» и «Новогоднюю сказку», в которой впервые прозвучала песня «Елочка-елка» на музыку Оскара Фельцмана.

Умер Владимир Дмитриевич 6 октября 1974 года на взлете творческой карьеры от онкологического заболевания, развившегося как следствие полученных во время войны ран.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

кино мультфильмы искусство Союзмультфильм