Абзац
Абзац
Фото © Владимир Андреев / Абзац

О долгоиграющих последствиях скандала – обозреватель «Абзаца» Дмитрий Попов.

Квартирный вопрос – и без того непростой – испортила, конечно, Лариса Долина. Но это, скажем так, материальная часть истории, за которой следила вся страна. А есть и нематериальная часть, ущерб от которой трудно измерить. Но он-то как раз главный.

В истории Долиной сошлись в точку две базовые для нашего человека вещи.

Первая – жилье, тот самый квартирный вопрос. Ничего более ценного в приземленном материальном плане для простого россиянина нет. Свой дом, своя квартира дают чувство защищенности, того, что ты твердо стоишь на ногах. Есть свое жилье – ты состоялся.

И дается это нелегко. В советское время ждали годами, теперь расплачиваться за ипотеку приходится до конца жизни. Потерять жилье – настоящая трагедия.

И что мы видим в истории с Долиной? Люди, отдавшие несусветные для обычного гражданина деньги, остаются без квартиры. И без денег.

В результате начались проблемы со сделками. Покупатели квартир стали проверять и перепроверять продавцов, требуя даже справки из психдиспансеров. Возникло ощущение, что приобретение квартиры на вторичном рынке – ходьба по минному полю.

Мало того, появилась даже конспирологическая теория, что панику раздувают застройщики, чтобы организовать переток покупателей со вторички на новостройки, которые плохо продаются из-за запредельных ставок по ипотеке.

О «схеме Долиной» (а шире – о «бабкиных схемах») заговорили в Госдуме, предлагая различные варианты защиты добросовестного покупателя. Но пока ничего внятного не придумано, беспредел с, извините, кидаловом продолжается, и каждый примеряет ситуацию на себя.

И хватается за голову. И рвется из глубины души крик: «Несправедливо!»

И вот она – вторая базовая для русского человека вещь. Справедливость.

Дело не в моральных качествах конкретной Долиной. Соцсети переполнены роликами разных лет с ее высказываниями, где она, если обобщать, декларирует принцип, что ей-то, в отличие от простолюдинов, все можно.

Дело как раз в том, что судебная система вольно или невольно это подтвердила: все животные равны, но некоторые равнее других. Не зря же в Сети расходится и пользуется популярностью версия, согласно которой Долина просила защиты наверху, сверху спустили резолюцию: «разберитесь и доложите». Вот привыкшие подобострастно относиться к начальству чиновники и «разобрались» вместо того, чтобы действительно разобраться.

Доверия к судам у населения, по правде говоря, и так не слишком много. Десятилетиями его буквально по крупицам пытаются выстроить. А тут прямо по больному дважды: и квартирный вопрос, и чувство справедливости. Судебная система, напомню очевидное, – это одна из ветвей власти.

Чистки в Минобороны, среди региональных элит, вал антикоррупционных дел, возвращение государству сворованных в ходе приватизации предприятий – все это возрождало надежду на оздоровление страны. На то, что больше нет неприкасаемых, что закон един для всех. И вот – на тебе.

Как оценить ущерб от подрыва доверия у граждан к государству, в каких единицах измерения? Впрочем, сейчас такая единица измерения появилась – Долина.

Конечно, жажду справедливости не убить. И народ начал творить ее сам: Долина уже столкнулась с тем, что ее стали «отменять». Концерты, корпоративы (особенно под Новый год) срываются, и это для нее неприятно.

Но куда интереснее, на мой взгляд, то, что из «заслуженной певицы» она превратилась в ходячий мем. Перестала восприниматься публикой всерьез. И это для артиста куда болезненнее потери гонораров. Впрочем, справедливо.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

шоу-бизнес скандал квартиры Лариса Долина