Абзац
Абзац
Фото © Сергей Булкин / ТАСС

К сегодняшней церемонии награждения – обозреватель «Абзаца» Филипп Фиссен.

Евразийская, международная, свободная, открытая – новая премия художникам киноискусства, инициатором которой еще три года назад стал Никита Сергеевич Михалков, наконец обрела крылья.

Статуэтка, едва вспорхнув, уже произвела эффект. Еще не выбравшая, на плечо какого из счастливцев присесть, она притягивает к себе внимание ловцов душ – деятелей кино из десятка стран, самой обширной географии. Ее полет может преодолевать расстояния в тысячи километров. Приземлиться во Вьетнаме, Иране, Китае, на Кубе, в Пакистане… Главное для бабочки – быть с тем, кто служит добру, искусству, ценностям любви и духа.

Наш ответ «Оскару»? И да и нет. «Оскар» присуждает национальная Академия США. Основные номинанты лос-анджелесского приза – голливудские звезды. Иностранный фильм – только одна номинация из полутора дюжин.

И все же любую премию в области кино сравнивают с помпезной церемонией за океаном. Ну что ж. Не отрицает этого соперничества и вдохновитель «Бабочки» режиссер Никита Михалков. О том, почему «Оскар» перестал быть нужен российским кинематографистам, он даже рассказал в своей колонке для ТАСС:

«Премия «Оскар» превратилась в абсолютную, так сказать, политическую, «обкомовскую» премию. Для того чтобы сейчас получить «Оскар», нужно соответствовать определенным требованиям, которые принято считать знаком демократии, свободы и толерантности. Но на самом деле это не так. Часто спрашивают, нужно ли выдвигать фильмы от РФ на «Оскар»? А у нас есть гарантия, что картина, которая нравится нам, может получить там «Оскар» сегодня? Нет. Ну и зачем тогда вообще что-то выдвигать от России?»

Это притом что советские и российские фильмы, в том числе и самого Михалкова, были номинированы и награждены американской киноакадемией.

Почему бабочка вспорхнула? От испуга ли, что кино стало бездушным, развлекательным, навязчивым, пропагандистским производством, исполняющим заказ? От глобального похолодания художников и творцов, ставших винтиками в конвейере продакшенов? От отчаяния, что великая история кино уперлась в угол политической повестки? От непонимания, почему златые горы бюджетов фильмов растут, а продукция становится площе, глупее, бессмысленнее?

Все это и еще много чего отправили бабочку в полет. Не от кризиса она зародилась и вылупилась, а потому что ждала момента, когда понадобится зрителю и кинематографистам для момента обновления. Когда окуклившиеся в бесконечном коконе спецэффектов они восстанут и потребуют: «Включите свет!»

Свет истины, простоты, доверительного диалога между кинематографистами и теми, кто любит и смотрит кино. Чтобы свет, зажегшийся в кинозале, не стер из памяти то, что зритель увидел на экране всего пару минут назад, словно его обработали «люди в черном». Чтобы зритель почувствовал не опустошение и перенасыщение блокбастерами, а вынес с собой и поделился новым – обретенным в этом кинозале – чувством, знанием, откровением. Чтобы возникла связь между его жизнью и тем продолжением, расширением ее, которое уловили и предвосхитили создатели кинофильмов. Чтобы создатели спрятали свои алчные сачки для ловли исключительно славы и денег, а зачарованные красотой крыльев бабочки завороженно отдались божественному дару единения со зрителем, с духом мира.

Взлетай, хрупкое неземное создание! Твоя бриллиантовая чистота высшей категории, пропускающая свет любви, искусства, жизни без преломления в потоки заказной патоки, пусть станет образом нового кино. Или того великого старого кино, которое мы, зрители, готовы смотреть и пересматривать, цитировать и показывать детям, не боясь заразить их вирусом лжи, вычихиваемым однодневками сегодняшнего окривевшего от вранья продукта.

Начинать всегда трудно. Даже если, начиная, мы возвращаемся к истокам. К пройденному пути, на котором щедро рассыпаны жемчуг и самоцветы шедевров прошлого. Возрождение – вот чего ждет от нашего времени человечество, уставшее от декаданса и биохакинга. От мира, где все поверхностно, пошло, где любое искусство превращается в злобный и беспощадный карнавал.

Лети, мотылек. Мы верим в тебя. Выбирай достойных. Благословляй творцов.

Вдохновляй. Будь непредсказуемой и принеси нам счастье.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

кино Оскар Михалков «Бриллиантовая бабочка»