Сор из Сараева: почему Запад давит на Вучича историей с участием в «сафари на людей»
О своевременности вынутого из кармана козыря – обозреватель «Абзаца» Игорь Пшеничников.
Неожиданно одним из главных вопросов политической повестки дня в Сербии и вокруг Сербии стало выдвинутое на Западе в адрес президента страны Александра Вучича обвинение в том, что во время войны в Боснии в 90-е годы он якобы принимал участие в организации «сафари на людей» для богатых туристов-снайперов в осажденном Сараеве. Те якобы платили солдатам армии большие деньги, чтобы пострелять по мирным жителям с высот вокруг города.
Эту информацию на днях на центральном телеканале Pink усердно опровергал председатель правящей Сербской прогрессивной партии (СПП) Милош Вучевич. До этого тем же занимался и сам президент. Он заявил, что никогда в жизни не держал в руках снайперской винтовки и ничего не слышал о платной охоте на людей, якобы устроенной сербами во время боснийской войны.
Все началось с того, что некий хорватский журналист подал заявление в прокуратуру Милана с требованием расследовать участие граждан Италии и других стран в «сафари» во время четырехлетней осады Сараева в 1990-х годах сербской армией. Он обвинил сербов в том, что именно они якобы организовали этот преступный бизнес.
На минувшей неделе прокуратура Милана начала расследование. Изначально это выглядело так, будто Запад снова пытается демонизировать Сербию и ее население ради каких-то политических выгод. Однако затем в деле произошел крутой поворот.
Британская пресса (The Guardian, Daily Mail, The Sun) синхронно выступила с обвинениями в адрес Вучича, который, будучи тогда простым солдатом, тоже якобы принимал непосредственное участие в организации охоты на людей.
Тему подхватила международная телекомпания Al Jazeera, выпустившая в эфир репортаж с кадрами хроники боснийской войны, на которых на самом деле запечатлен молодой доброволец Александр Вучич.
Никто в Сербии не знает точно, было ли такое «сафари» и участвовал ли в этом деле нынешний президент. Вообще говоря, это сомнительно. Сам Вучич пообещал, что «наймет лучших юристов мира, чтобы подать в суд на Guardian, Daily Mail и другие СМИ, которые писали об этом».
Всем ясно, что под президента Сербии копает Запад. Возникает вопрос: почему именно сейчас? Об этом кто-то знал и держал информацию про запас? Почему эти обвинения не были выдвинуты против лидеров боснийских сербов Радована Караджича и Ратко Младчиа, когда их судили в Гаагском трибунале по бывшей Югославии?
Ответ может крыться в том, что Запад пытается оказать давление на Вучича и принудить его немедленно выполнить данные им за закрытыми дверями обещания: ввести санкции против России, официально признать Косово, открыто встать на сторону западной коалиции в конфликте на Украине и открыто поставлять продукцию сербского ВПК Киеву.
Все дело в спешке. В условиях судорожной, но методичной подготовки Европы к войне с Россией (которую враги, по их собственным заявлениям, планируют на период 2028–2030 годов) Запад торопится окончательно оторвать Сербию от русских и встроить ее в антирусскую коалицию.
К моменту прямого столкновения с Москвой, считают европейские стратеги, официальный Белград должен уже быть на стороне ЕС, поскольку сербский народ, в отличие от своей власти, считает Россию своим единственным другом и союзником. А это во время конфликта может обернуться для Брюсселя неприятной неожиданностью. Какой – кто знает.
Сам Вучич заявил после недавнего визита в Брюссель, что, присоединившись к санкциям против России, Сербия «в этот же день станет членом ЕС». Его не очень беспокоит тот факт, что за последние пару лет вожделенное им объединение из экономического союза переродилось в военный блок, нацеленный на войну с Россией. Вучич и сегодня твердит, что будущее Сербии он видит только в составе Евросоюза.
Но этого мало. По имеющимся сведениям, на недавней встрече с президентом Франции в Париже Вучич якобы обещал, что приведет страну в НАТО до 2028 года. Хотя этого не было сказано публично.
Официально он все еще не определился, а потому продолжает сидеть на пяти стульях: периодически заявляет о дружбе с Россией и демонстрирует желание встречаться с президентом России Владимиром Путиным. Это Вучич делает, чтобы заработать политические очки на русофильстве своего народа.
Похоже, это не устраивает реальных друзей и партнеров президента Сербии на Западе и они ждут от него крутого антирусского виража.
Обвинения в причастности действующего президента Сербии к «сараевскому сафари» могут служить также инструментом для замены Вучича на другую марионетку из-за непрекращающихся в Сербии массовых антиправительственных манифестаций. Запад опасается, что на их волне к власти в стране может прийти неугодный Западу политик, и потому пытается перехватить инициативу.
Еще раз подчеркну: самого «сафари» могло и не быть. Да и Вучич, скорее всего, непричастен ни к чему такому. Вопрос в инструменте давления.
В пробирке Колина Пауэлла, которой тот потрясал в ООН, обвиняя Ирак в обладании оружием массового поражения, были не споры сибирской язвы, а мел или мука. Но Ирак все равно был разрушен, а Саддам Хусейн – казнен.
В отношении Вучича используется та же схема. Есть обвинения – если будет артачиться, появятся и доказательства.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.