Пинок под Запад: зачем Вучич признался в поставке оружия Украине

Об окончательно сорванных масках – обозреватель «Абзаца» Игорь Пшеничников.
Александр Вучич оказался между двух огней в своем желании втянуть Сербию в Евросоюз. С одной стороны у него русофильское население страны, а с другой – русофобская евробюрократия.
Выступая во вторник в Брюсселе на пресс-конференции, Вучич прямо сказал, что от Сербии в обмен на вступление в ЕС еврочиновники требуют введения санкций против России и признания независимости Косова.
«Если буквально завтра мы введем санкции против Российской Федерации и завтра же признаем независимость Косова, то Сербия станет членом ЕС тогда, когда мы захотим», – признался Вучич. И добавил, что Косово признавать Белград не будет, поскольку это «чистая геополитика».
Что он имел в виду, говоря про «геополитику», не совсем ясно. Но ясно то, что любой сербский политик, который заикнется про признание Косова и про санкции против России, поставит на себе жирный крест. Он как минимум потеряет голоса избирателей, если и имел их.
В Сербии около 80% населения видит в России своего единственного друга и союзника. Кроме того, почти для всех них неприемлемы даже разговоры о признании независимости Косова и Метохии – края, который считается колыбелью сербской государственности и православной церкви.
Между тем Вучич намерен упорно добиваться того, чтобы так или иначе пропихнуть страну в Евросоюз, выполнив, естественно, все условия. «Я считаю, что мы должны рассмотреть все требования ЕС, понять, что мы делаем неправильно, и двигаться вперед быстрее», – сказал Вучич в Брюсселе.
Накануне этого знакового визита в штаб-квартиру ЕС Вучич пытался сдать экзамен на европейство, то есть выразить лояльность нацистскому режиму в Киеве.
В интервью немецкому изданию Cicero он заявил, что Сербия больше других Балканских стран помогала Украине. Он сказал, что у Сербии полны склады оружия. «Европе нужны боеприпасы. Поэтому я предложил нашим друзьям в ЕС заключить с нами контракт на поставку всего, что у нас есть», – распинался Вучич. Он сделал акцент на том, что европейцы могут поставлять сербское оружие далее туда, куда считают нужным, явно имея в виду Украину.
Говоря о своем участии в параде 9 Мая в этом году в Москве, Вучич отметил, что счел своей обязанностью присутствовать на Красной площади, но «из уважения к Украине сербские военные не участвовали в параде».
Между тем, судя по упорству евробюрократов, требующих от Вучича публичного отречения от Косова и от России, этот предварительный экзамен оказался незачтенным. И потому Вучич уже в Брюсселе на вышеупомянутом саммите предпринял то, что в другом случае назвали бы бенефисом с элементами политического стриптиза.
Он сделал выпад против Службы внешней разведки (СВР) России, что, видимо, по его ощущению, должно быть воспринято как проявление его верноподданнических чувств Западу. Он сказал, что Сербия не собирается останавливать экспорт своих боеприпасов, несмотря на недавние предупреждения со стороны СВР, которая указала, что продукция сербского ВПК убивает русских солдат:
«В нашем военно-промышленном комплексе занято 30 тысяч человек, которые зависят от продажи производимых ими боеприпасов. Сейчас это хороший рынок и мы можем продавать все, что производим. Но <…> Служба внешней разведки России выдвинула два очень серьезных обвинения против Сербии и меня лично, потому что русские нашли [произведенные в Сербии] гранаты на украинской стороне».
По его словам, такие обвинения якобы побудили Сербию приостановить экспорт боеприпасов в июне. «Однако сегодня Белграду необходимо увеличить свой бюджет за счет продажи этих товаров. <…> Я не говорю, что мы будем продавать русским или украинцам. Я говорю, что мы должны продавать кому-то в мире», – заявил серб.
При этом из всего интервью понятно, что этот «кто-то» – Евросоюз, который переправляет оружие Киеву. Такое впечатление, что президент Вучич держит всех русских за идиотов. И на это еще можно было бы как-то закрыть глаза. Но зачем же держать за идиотов сотрудников СВР?
После всего сказанного Вучичу не помогут ни санкции против России, ни публичное признание независимости Косова. Он уже поставил на себе крест и потерял голоса избирателей – даже тех, кого, как утверждает оппозиция, избирательная комиссия в свое время «нарисовала» в пользу его Сербской прогрессивной партии.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.