Персонал нон грата: почему нацпроект по туризму оказался под угрозой срыва
О человеческом факторе – обозреватель «Абзаца» Владимир Тихомиров.
Обычно из Госдумы приходят одни «запретительные» новости – в смысле, что очередной парламентарий предлагает опять что-то запретить. Порой кажется, что депутаты только и мечтают, как бы в России сделать недозволенным абсолютно все. Конечно, это совсем не так – практически все подобные инициативы являются просто дешевым самопиаром отдельных неумных членов ГД, которые не придумали иного способа повысить свою медийную цитируемость.
Но не так давно новости из Госдумы пришли действительно серьезные – состоялось заседание Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры с участием представителей Счетной палаты, Минэка, Минстроя и Минфина РФ, которые обсудили проект федерального бюджета на предстоящие три года в части исполнения нацпроекта «Туризм и гостеприимство» и других туристических госпрограмм. И все вроде бы хорошо – бюджетное финансирование внутреннего туризма планомерно растет (как и количество построенных курортов), во всех документах черным по белому прописано, что туристическая отрасль имеет для экономики страны приоритетное значение.
Но беда подкралась откуда не ждали: чем больше в стране строится туристических объектов – многозвездных отелей, глэмпингов и прочих баз отдыха, – тем меньше становится желающих на них работать.
Причем для решения кадрового вопроса не так давно был запущен новый федеральный проект «Кадры для туризма», но, увы, факт остается фактом: только 25% выпускников туристических учебных заведений сегодня идут работать по специальности. Причина банальна – сейчас в сфере самые маленькие зарплаты.
И поднять их государственным решением никак невозможно. Государство вместо банков дает деньги предпринимателям на развитие туризма, а платить зарплату персоналу – это их дело.
Но хозяева гостиниц тоже не могут повысить жалованье – при кредитной ставке в 25–30% большинство бизнес-проектов начинают просто дышать на ладан. Речь уже не о прибыли, а о выживании.
Причем дело доходит до смешного. Как мне жаловалась одна бизнесвумен из Ассоциации глэмпингов России, она сейчас может буквально за неделю собрать базу отдыха в самом живописном месте – если надо, сборные домики доставят на берег заповедного озера вертолетом. Но она с начала года не может найти рабочих и персонал, готовых работать за копейки в лесной глуши. И цены поднять нельзя – клиенты и так уже спрашивают, почему это отдых в Ивановской области обходится примерно в ту же сумму, что в Турции.
Она попробовала было вербовать студентов, но потом отказалась от своей затеи – все студенты превращаются в отдыхающих, и качество сервиса начинает отпугивать клиентов, напоминая им о худших традициях Совка.
Собственно, с этой проблемой знакомы все, кто рискует сейчас отправиться в путешествие по внутренним регионам России, которые активно рекламируют свои рекреационные зоны.
Мы этим летом купились на такую рекламу и отправились на новую «семейную базу отдыха» в Воронежской области, строительство которой тоже входило во все госпрограммы. И реклама манила сказочной картинкой: новые домики в «скандинавском стиле», рядом – лес и чистейшая река, а на реке обустроенный пляж, сапборды и аниматоры.
Так вот, на поверку на «семейной турбазе» из всех детских «удобств» оказался разве что канал «Карусель» в телевизоре. Ни детской площадки, ни качелей, ни детского меню в ресторане. Не было даже детских стульчиков. На все вопросы сотрудники базы – нанятые студенты – отвечали равнодушным пожатием плеч.
Зато новая турбаза оказалась очень популярным местом у местных региональных начальников, которые приезжали сюда со своими секретаршами – отдохнуть, так сказать, на лоне природы. И начальники с секретаршами были всем довольны – государственные деньги потрачены не зря.
Но как бороться с таким отношением к приоритетам российской экономики, в Госдуме пока еще не придумали. Запретить бы так относиться, но все же понимают, что запретами делу не поможешь.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.