Мирный пузырь: почему иллюзии о прекращении огня в Газе будут рушиться всегда
О цели устроенного в Египте шоу и его последствиях – обозреватель «Абзаца» Игорь Пшеничников.
Пузырь «мирного урегулирования» в Газе, который президент Трамп и его израильские союзники так усиленно надували в течение этой осени, громко лопнул. Причем еще громче, чем то шоу, которое президент США устроил в Египте вокруг недавнего подписания придуманного им же «мирного соглашения по Газе» между Израилем и ХАМАС.
В день подписания этого документа в египетском Шарм-эш-Шейхе все серьезные аналитики готовы были биться об заклад, что мир между Израилем и палестинцами не продлится и нескольких дней.
Впрочем, оппонентов этого тезиса было немного. Если не считать тех 20 лидеров стран Западной Европы и Ближнего Востока, которые прибыли в Египет для создания дружного хора лизоблюдов, которые лицемерно воспевали… нет, не мир на Ближнем Востоке, а президента Трампа как «выдающегося миротворца».
Никто не сомневался, что «мирное соглашение по Газе», на котором поставили подписи Трамп и ряд глав государств-посредников, является фикцией хотя бы только потому, что в Шарм-эш-Шейх не приехали представители ни Израиля, ни ХАМАС. Это само по себе выглядело абсурдом.
Трамп преследовал цель внести в свой послужной список еще один «урегулированный» им конфликт как задел для получения в 2026 году Нобелевской премии мира.
Тель-Авив же добивался и добился своего – вызволения из рук ХАМАС 20 оставшихся в живых заложников. В обмен Израиль выпустил из тюрем порядка двух тысяч членов ХАМАС, которых он совокупно ценит меньше, чем жизнь даже одного еврея.
И потому премьер Нетаньяху считает себя в выигрыше. А кроме того, он решил и внутриполитическую проблему, которая заключалась в резком недовольстве части населения Израиля нерешенной проблемой еврейских пленников.
Теперь, после того как израильские заложники оказались дома, случилось то, что и прогнозировалось со стопроцентной уверенностью. Армия обороны Израиля атаковала десятки целей по всему сектору Газа, использовав сотни разрушительных боеприпасов. Израиль нанес удары даже по лагерю палестинских беженцев «Бурейдж». Погибли десятки мирных палестинцев. Убиты несколько руководителей боевых групп ХАМАС.
Министр нацбезопасности Израиля Бен-Гвир призвал премьера Нетаньяху возобновить военные действия в секторе Газа после якобы нарушения режима прекращения огня со стороны ХАМАС. Логика израильтян была ясна еще до подписания всяких бумажек в Шарм-эш-Шейхе.
Повторимся: Израиль преследовал единственную цель – вызволить из плена живых заложников. Он этого добился. Теперь уничтожение Газы и палестинцев продолжится.
Американцы деланно удивились возобновлению военной кампании со стороны ЦАХАЛ. «Как же так? Ах-ах!» – раздается из Вашингтона. Представители Трампа по урегулированию в Газе Стив Уиткофф и зять президента Джаред Кушнер уже сломя голову мчатся в Израиль будто бы в попытке сохранить соглашение по сектору Газа.
Американо-израильское шоу с установлением «мира» в Газе должно продолжаться. Но новый его акт никаким миром не закончится. Продолжится уничтожение палестинского анклава в рамках израильских планов полной очистки страны от неевреев.
Эти планы не подвержены никакому политическому воздействию извне. Они основаны на многовековом стремлении ортодоксальных иудеев, которые имеют прямое влияние на нынешнее руководство страны, буквально и рукотворно выполнить религиозные пророчества о создании израильского царства и о воцарении в нем «машиаха» (иудейского «мессии»), которому должны подчиниться все народы Земли.
Оценивать перспективы ближневосточного урегулирования, игнорируя этот фактор, – значит вводить и себя, и своих слушателей в заблуждение. Да, эти доводы чаще всего замалчиваются и клеймятся как «теория заговора». Но именно поэтому все радужные надежды на мир на Ближнем Востоке до сего момента жили недолго и разрушались как карточный домик.
В 1994-м, работая корреспондентом в Норвегии, я был свидетелем того, как вручалась Нобелевская премия мира израильским лидерам Шимону Пересу, Ицхаку Рабину и руководителю Организации освобождения Палестины Ясиру Арафату за то, что они якобы достигли мира между израильтянами и палестинцами.
На самом деле эту премию мира себе выписали норвежцы, которые организовали эти переговоры и были на них посредниками. Но дело не в этом, а в том, что торжественное награждение лауреатов премии мира в 1994-м сопровождалось множеством скептических замечаний, которые сводились к тому, что мир на Ближнем Востоке закончится после церемонии в Осло.
Так и случилось спустя пару недель. После этого было еще немало безуспешных попыток урегулировать религиозный антагонизм евреев и арабов. Но это невозможно в принципе. И обе стороны это понимают. Понимают это и в Белом доме, оттого цинизм Трампа особенно противен.
Поэтому его посланцы Кушнер и Уиткофф могут сколько угодно демонстрировать иллюзию миротворческой деятельности на Ближнем Востоке. Они в последнюю очередь думают о палестинцах.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.