Абзац
Абзац
Фото © Telegram / Pavel Durov

Об антиутопичном заявлении основателя Telegram – обозреватель «Абзаца» Андрей Перла.

 

Признаюсь, я долгое время не мог заставить себя серьезно относиться к Павлу Дурову как к «визионеру», гуру и общественному деятелю. Слишком сильное и неприятное впечатление произвела на меня давняя питерская история, когда он бросал из окна своего офиса в знаменитом Доме компании «Зингер» пятитысячные купюры, чтобы «поддержать атмосферу праздника» и «напомнить людям, что деньги переоценены». Кстати, обе эти формулировки мне только сегодня сообщил прописавшийся в моем ноутбуке ИИ, когда я попросил его напомнить подробности того скандала.

Деньги, спору нет, переоценены. Но тот поступок, я уверен, был поступком не мудреца, а нувориша, у которого богатство в карманах не держится. 

Однако 13 лет – долгий срок. Павел Дуров разменял пятый десяток и неожиданно не только для меня, но и для многих (может быть, и для себя самого) встречает зрелость не просто в ранге всемирно известного богача и знаменитости, основателя одной из важнейших социальных сетей. Нет, Дуров все чаще заявляет о себе как о мыслителе, даже социальном философе, который вслух говорит очень важную и очень неприятную правду.

Вот и сегодня весь мир обсуждает его высказывание о том, что наш мир совсем скоро станет мрачным и антиутопическим: «Мы встали на путь саморазрушения – морального, интеллектуального, экономического и в конечном счете биологического. Так что нет, я не собираюсь праздновать сегодня. У меня заканчивается время. У нас заканчивается время».

Мрачное предсказание визионера – не плод депрессии и плохого настроения. Дуров размышляет о том, куда идет и совсем скоро придет западная цивилизация. И понимает, что путь ведет в тупик, если не прямо к гибели. Он заявляет, что элиты «золотого миллиарда» пришли к необходимости лишить людей своей цивилизации свободы. Об этом свидетельствуют преследования пользователей социальных сетей в Германии, Великобритании и Франции, где юзеров сажают за выражение собственного мнения. Наше поколение может стать последним поколением, у которого были свободы, говорит Дуров.

Что ж, если смотреть с Запада, с ним очень трудно не согласиться. Обычно в ущемлении свободы слова там, конечно, обвиняют Россию, но это, что называется, с больной головы на здоровую.

В той же Великобритании (раз уж Дуров именно ее приводит в пример) в 2024 году вступил в силу Online Safety Act, который ввел уголовное наказание за «неправильные» высказывания в Сети.

После этого в одном только Западном Йоркшире (то есть в одной области страны из десятков) было зарегистрировано 24 703 ареста, связанных со статьями о «злонамеренной коммуникации».

Не все аресты закончились тюремным сроком, однако в целом по стране приговоры (до 51 недели и выше – по Online Safety Act, до двух лет или шести месяцев – по другим актам) получили несколько тысяч (!) пользователей соцсетей. Да, всего лишь за один год. Да, там нет ни войны, ни крупных терактов, ничего другого, кроме идеологического противостояния, которое грозит нынешним властям.

И под ударом не только рядовые пользователи. В Германии обсуждается вопрос о запрете самой популярной партии страны – «Альтернативы для Германии». Во Франции тем временем решением суда запрещено участвовать в выборах самому популярному политику страны Марин Ле Пен.

В Румынии выигравшего первый тур выборов кандидата в президенты отстранили от политики за то, что один из его помощников бывал в России. В Молдавии, широким шагом идущей по «европейскому шляху», права на участие в выборах лишили примерно 400 тысяч жителей Приднестровья, граждан страны, чтобы они не могли голосовать за «пророссийские» партии.

Это даже не самые вопиющие случаи, это просто, что называется, у всех на устах. То, что не сходит с новостных лент.

Запад долгое время считался «открытым обществом» и защитником свободы. Для моего поколения, как и для поколения Павла Дурова, это не без успеха пытались сделать аксиомой.

Но умный человек тем и отличается от дурака, что смотрит на мир и верит собственным глазам. Царство свободы на поверку оказалось жестокой идеологической диктатурой. А молодой веселый богач, основатель соцсети – социальным мыслителем, способным это вслух признать.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Франция Великобритания Германия Запад Telegram Павел Дуров